Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Март 2024 (165)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)
Октябрь 2023 (222)


0

Дорожная карта

категория: Новости » Дорожная картадата: 9-04-2011, 21:13

Дорожная карта Дорожная картаКакие основные тенденции наблюдались на рынке газа в прошлом году?

– Год был для мировой газовой отрасли непростым и прошел под знаком постепенного преодоления последствий финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Хочу сразу подчеркнуть, что единого газового рынка, подобного нефтяному, не существует, поэтому тенденции восстановления в разных регионах различны.
В Северной Америке и Европе потребление газа вплотную приблизилось к рекордным уровням прошлых лет. Конечно, во многих случаях производителям газа помогло похолодание, однако главной причиной роста все-таки является восстановление экономики и востребованность газа как топлива в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Рынок Азии лидирует в процессе восстановления потребления газа после финансового кризиса.
Другая тенденция, важная для производителей, – частичное восстановление цен на газ во всех регионах. Я имею в виду приближение к справедливому уровню цен, где стоимость сырья будет оправдывать новые инвестиции в отрасли. В ином случае рынкам не избежать шатаний, сезонных дефицитов, ценовых взлетов и падений, что не выгодно ни поставщикам, ни потребителям газа. Предотвращение такого неблагоприятного развития событий – одна из целей создания ФСЭГ.
В области поставок сжиженного природного газа наблюдалась такая тенденция. Резкий рост добычи сланцевого газа в США привел к образованию излишков СПГ, который первоначально предназначался для Северной Америки. Эти объемы были перенаправлены на другие рынки, продавались там по менее привлекательной цене.
Наконец, хотел бы отметить, что одной из важных вех для газовой отрасли в минувшем году было становление Форума стран – экспортеров газа в качестве международной организации.

– Решил ли ФСЭГ возложенные на него задачи? Что нужно еще сделать?

– Решения ФСЭГ носят рекомендательный характер. Дело в том, что большая часть «голубого топлива» продается на основании долгосрочных контрактов, в которых содержатся гарантированные обязательства по объемам. Поэтому в рамках системы долгосрочных контрактов регулирование объемов добычи для поддержания цены невозможно. Добыча вторична по отношению к спросу. Газ извлекается в объеме, определенном контрактами и ежедневными заявками.
Важнейшая особенность нашей отрасли – ее капиталоемкость и длинный инвестиционный цикл. Для увеличения предложения газа через несколько лет серьезные инвестиционные решения нужно принимать уже сегодня. А в условиях низких цен и рисков различного характера не каждый участник рынка решится на это. Поэтому одна из главных целей форума – поддержание диалога между производителями и потребителями с целью безболезненного развития отрасли.
Результаты работы нашей организации будут содействовать росту заинтересованности всех стран – экспортеров газа принимать постоянное участие в выработке общей платформы для конструктивного диалога со всеми другими участниками газового рынка. У стран – членов форума формируется общее понимание взаимозависимости надежности предложения и надежности спроса, что было зафиксировано в итоговых документах саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Как показывает история, у серьезных организаций уровня ФСЭГ стадия становления занимает немало лет. Речь идет именно о той стадии, когда формируется команда, решаются общие организационные вопросы, налаживается система как внутренних, так и внешних коммуникаций, устанавливаются связи с партнерскими организациями, то есть накапливается тот нематериальный актив, благодаря которому работа организации становится действительно заметной и важной для остальных игроков на рынке. За год моего пребывания на посту генерального секретаря именно эти вопросы и решались. Уже сформирована структура секретариата форума, полным ходом идет развитие исследовательского аппарата, разработка механизма обмена информацией между странами. Мы учитываем наиболее удачный опыт из международной практики.
В краткосрочной перспективе перед нами стоят планы по расширению ФСЭГ за счет привлечения новых стран, налаживание продуктивного сотрудничества с международными экспертами по созданию единой информационной базы, данные из которой могли бы отражать реальное положение дел на мировом газовом рынке и давали возможности для построения достоверных прогнозов.

– ФСЭГ заявлял о подготовке анализа развития рынка газа на среднесрочную перспективу. Какие выводы были сделаны в этой работе? Каковы тенденции развития рынка газа на 2011–2015 годы? Насколько вырастут объемы потребления, производства газа? Как будут соотноситься спотовые цены и цены долгосрочных контрактов? Будет ли расти объем спотового рынка?


– Видимо, в данном вопросе начать свой ответ лучше с конца. Поступательное развитие регуляторной основы организации европейского рынка газа, а именно внедрение в национальное законодательство государствами – членами ЕС не позднее 3 марта 2011 года положений директивы по внутреннему рынку газа, обязывает их развивать институт биржевой торговли газом, что, в свою очередь, выразится в увеличении оборотов торговых площадок континентальной Европы. Однако какова будет доля в этих оборотах продаж реального товара, вопрос, не поддающийся достоверной оценке в современных условиях нестабильной рыночной ситуации в странах Евросоюза.
В этой связи, а также в результате общей неопределенности с перспективой восстановления мировой экономики в посткризисный период в экспертных кругах существуют различные ожидания темпов восстановления спроса на газ.
Мы – оптимисты и считаем, что сегодня газ – наилучшее топливо, сочетающее в себе высокие экологические характеристики при относительно низких ценах. Это способствует росту потребления как на развивающихся, так и на развитых рынках. Однако относительно наличия достаточного предложения у нас есть некоторые сомнения. Дело в капиталоемкости нашей отрасли, о чем я уже говорил в ответе на предыдущий вопрос.
По нашим оценкам, выравнивание цен на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам ожидается не позднее 2012–2013 года, восстановление баланса спроса и предложения – к 2015 году. В Европе большинство поставок газа по-прежнему будет осуществляться по трубопроводам, а основой рынка останутся долгосрочные контракты.
По мнению стран – участниц ФСЭГ, наиболее справедливой моделью ценообразования на газ является привязка к нефтяной и нефтепродуктовой корзине, отражающая интересы производителей газа и при этом не ущемляющая интересы потребителей. Поставщики газа не влияют на нефтяные цены, то есть не могут манипулировать ценами.
За долгосрочными контрактами сохранится определяющая роль. А при восстановлении спроса может измениться интерес к части спотового рынка, тогда как в период финансового кризиса и непредсказуемых движений рынка спота в отдельные моменты существовала возможность кратко-срочного ценового арбитража на споте. После восстановления нормального баланса, в период стабильности, долгосрочные контракты с нефтяной привязкой, несомненно, будут оптимальным выбором потребителя, поскольку предлагают стабильные и гарантированные объемы поставок по предсказуемым ценам без возможности манипуляций со стороны поставщика.

– Снизится волатильность газового рынка или нет? Почему?

– Спотовые рынки сохраняют волатильность, чем большее значение приобретают долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой. Как я уже отмечал, наша задача (особенно в долгосрочной и среднесрочной перспективе) – обеспечить условия для нормального инвестиционного цикла и стабильного развития отрасли.

– Изменится ли география потребления газа? Как это отразится на рынке?

– Я бы выразился так: единого газового рынка нет, нет единой цены, но все рынки взаимосвязаны, и их взаимозависимость только усиливается.
Важную роль в интеграции рынков играет СПГ, потоки которого находятся в процессе постоянного поиска наиболее привлекательных по цене рынков. Это нормальный ход развития рынков. Спрос на газ всегда растет медленно на развитых рынках с высокой степенью газификации, проникновения газа в различные секторы промышленности, в электроэнергетику, в коммунальный и коммерческий сектор. С другой стороны, на новых рынках уровень потребления меняется стремительно. Большинство европейских стран и регионов европейской части России прошли этот этап роста рынка несколько десятилетий назад. Теперь – очередь стран АТР, Южной Америки и Ближнего Востока.
В то же время я не стал бы списывать со счетов европейский газовый рынок. Несмотря на то что европейцы стремятся к достижению своих амбициозных целей по сокращению выбросов СО2 за счет огромных инвестиций в возобновляемые источники энергии, множество исследований показывают, что достижение таких же результатов за счет развития газовой энергетики обойдется им на сотни миллиардов долларов дешевле. Это будет означать изменение топливного баланса этих стран в пользу газа и рост спроса на него.

– Насколько может вырасти доля газа нетрадиционных источников? К чему это может привести?

– Рост добычи нетрадиционного газа, в первую очередь сланцевого, нами оценивается положительно, ведь «сланцевая революция» в США способствовала увеличению доли природного газа в энергетическом балансе этой страны. Тем не менее себестоимость разработки сланцевого газа значительно выше, чем традиционного. Сейчас компании, добывающие сланцевый газ в США, с трудом покрывают операционные расходы. Им становится трудно поддерживать инвестиционный цикл, и такое положение не может продолжаться бесконечно. Цены неизбежно пойдут вверх: чтобы добывать сланцевый газ, надо постоянно бурить новые скважины, постоянно инвестировать.
Конкурентоспособность сланцевого газа в Северной Америке по сравнению с СПГ обеспечивает местный характер производства, который не требует транспортировки продукции через океан, а также сжижения и разжижения газа.
Несмотря на то что взрывной рост добычи газа из нетрадиционных источников стал последней революцией в мировой энергетике, дальнейшее развитие такой добычи мы оцениваем сдержанно. Прежде всего мы считаем, что до сих пор не накоплено достаточного исторического опыта, позволяющего быть оптимистом глобализации опыта США. В других странах геологические условия, дефицит водных ресурсов, экологические нормы и законы, регулирующие права собственников земли на полезные ископаемые, заставляют усомниться в масштабной возможности такой глобализации.

– Удалось ли выработать единую позицию по «Третьему энергопакету ЕС»? В чем она заключается? Всех ли членов ФСЭГ они устраивают? Какой компромисс может быть найден?


– В ходе своей работы в 2010 году на различных коммуникационных уровнях мы поднимали тему «Третьего энергопакета ЕС». В глобальном контексте развития мирового рынка газа она может на первый взгляд не показаться приоритетным вопросом, но заключает в себе немало протекционистских норм. Кроме упомянутой биржевой торговли газом, «Третий энергопакет ЕС» включает требования по обязательному доступу третьих сторон и разделению деятельности по продажам и транспортировке газа. Есть мнение, что это может ослабить энергетическую безопасность, увеличить как инвестиционные риски газовой отрасли, так и издержки доставки газа европейским потребителям.
Последние нормативно-управлен-ческие решения в отношении отдельных членов нашей организации заставили форум по-новому взглянуть на вопросы взаимоотношения ЕС с поставщиками газа из третьих стран. Свидетельством этого стала поддержка, оказанная министрами стран ФСЭГ предложению министра энергетики России Сергея Шматко о проведении дополнительных консультаций по вопросам «Третьего энергопакета ЕС».
Как представляется в этой связи, только комплексный подход всех участников ФСЭГ по вопросам развития мирового и европейского рынков газа позволит форуму внести достойный вклад в развитие глобальной энергетической безопасности в отношении природного газа с учетом достижения должного уровня безопасности спроса и предложения на всех участках формирования добавленной стоимости газа.

– Как нужно оптимизировать структуру ФСЭГ? Что нужно сделать для повышения степени ее влияния на мировой рынок? Как идет процесс расширения ФСЭГ, идет ли привлечение новых членов?


– Прежде всего надо отметить, что у нас молодая организация, и говорить об оптимизации ее структуры рано. Сейчас идет развитие институциональной структуры и разработка ее долгосрочной стратегии. Последняя министерская встреча ФСЭГ, прошедшая в Дохе в декабре 2010 года, значительно способствовала укреплению базы для развития нашей организации.
Форум стремится не столько оказывать влияние на мировой рынок, сколько защищать интересы стран-членов, которые, в свою очередь, и оказывают влияние на рынок. Таким образом, чем действеннее ФСЭГ выполняет свои функции, тем больше растет его влияние опосредованно через его членов.
Еще раз подчеркну, что ФСЭГ не может влиять на тенденции газового рынка, так как не занимается регулированием уровней добычи газа и цен.

– Есть ли разногласия между членами ФСЭГ, например между Алжиром и РФ? Как их удается преодолевать?

– Мой статус не позволяет мне комментировать взаимоотношения между отдельными членами нашего форума.
Текущая ситуация на газовых рынках, а именно низкие спотовые цены, толкает страны скорее к активному сотрудничеству, нежели к созданию конфликтных ситуаций. К тому же сам ФСЭГ, как я уже не раз подчеркнул, прошел только первый год реальной работы, и на уровне институционального становления разногласиям просто неоткуда взяться.
Наша организация очень сплоченная. Тем не менее небольшие разногласия могут возникать у всех и всегда. Наш рецепт – это откровенный диалог и консенсус в принятии решений.

Беседовал Александр Игнашевич






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.