» » Покорение Европы: как 8 миллионов наших солдат не оставили НАТО шансов

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (123)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Покорение Европы: как 8 миллионов наших солдат не оставили НАТО шансов

категория: Новости, Политика » Покорение Европы: как 8 миллионов наших солдат не оставили НАТО шансовдата: 9-06-2016, 12:15

Покорение Европы: как 8 миллионов наших солдат не оставили НАТО шансов
Покорение Европы: как 8 миллионов наших солдат не оставили НАТО шансов

09.06.2016, ТРК «Звезда».


Многие сегодня уже и не знают, что означали эти аббревиатуры – ГСОВГ (Группа советских оккупационных войск в Германии, ГСВГ (Группа советских войск в Германии), ЗГВ (Западная группа войск). Сегодня у людей, которые служили в Германии (а это более 8 миллионов человек) праздник – День ГСВГ, который отмечается с 9 июня 1945 года. Прекратившая с 1994 года свое существование Группа канула в Лету, но ее значение неоспоримо, она была мощным фактором в системе стратегии сдерживания, которую СССР выработал в ответ на создание агрессивного блока НАТО.


ГСВГ была крупнейшим в мире оперативно-стратегическим объединением Вооруженных Сил СССР, а с 1992 по 1994 год ВС РФ. Ее боевой потенциал был сопоставим со всеми европейскими армиями, входившими на тот момент в Североатлантический альянс. Войска Группы относились к первому стратегическому эшелону – войскам прикрытия. Считалось, что они должны были удержаться на линии границы ГДР (Германская демократическая республика) до мобилизации всех Вооруженных Сил СССР и стран, входивших в ОВД (Организация Варшавского договора).


Предполагались и наступательные действия, которые могли закончиться выходом советских войск к проливу Ла-Манш и пригородам Парижа, ФРГ вообще предполагалось пронзить насквозь танковыми колонами. Служившие в ГСВГ страшно гордились подобным фактом и всячески подчеркивали свою исключительность – стоять на переднем крае было почетно и ответственно. Ну, еще и материально выгодно – офицеры и прапорщики получали здесь двойную зарплату (марками и рублями).


Группа, численность которой составляла в разные годы от 1,5 миллиона до 340 тысяч военнослужащих, обладала и мощным вооружением. На 19 ноября 1990 года на вооружении Группы имелось более четырех тысяч танков, в том числе и новейших бронемашин Т-80Б, около восьми тысяч БМП-2, БМП-1, БРМ-1К и БТР-60, около 3,6 тысячи артиллерийских систем (включая САУ 2С1 «Гвоздика», 2СЗ «Акация» и 2С5 «Гиацинт»), минометов и РСЗО БМ-21 «Град», более 800 боевых и транспортных вертолетов Ми-24 и Ми-8. Истребительная, штурмовая и транспортная авиация была представленная 18-й воздушной армией. На вооружении Группы состояли тактические ракетные комплексы «Точка». На территории ГДР (единственной из стран входящих в ОВД) находился и 31 объект с тактическим ядерным оружием, способным испепелить всю Европу и ее окрестности.


ГСВГ из-за своего статуса получала самое новое вооружение, которое только сходило с конвейера. Здесь впервые появились танки Т-80, оснащенные вертолетными двигателями, БМП-2 тоже обкатывали именно в Германии. Ракетные комплексы, вертолеты, гранатометы, автоматы – все было самым современным. Даже первые звания прапорщиков, которые появились в Советской армии в 1972 году, присваивались сверхсрочникам именно в ГСВГ.


Группа войск располагала 36290 зданиями и сооружениями в 777 военных городках и военных полигонах. А бывшая деревня Вюнсдорф близ Берлина, где находился штаб Группы, превратилась в настоящий русский город, состоящий из трех районов, где были многоэтажные дома, магазины Военторга, Дома офицеров, кафе, школы, детские сады, а движение на улицах регулировали сотрудники военной автоинспекции. Ежедневно ходили поезда сообщением «Вюнсдорф — Москва».


В качестве главного союзника Группы на территории выступала и лучшая на тот момент армия Европы – Народная национальная армия (ННА) ГДР. Ее Сухопутные силы насчитывали около 120 тысяч человек, которые включали в себя две бронетанковые дивизии, четыре моторизованные дивизии, две бригады ракет типа «земля-земля», 10 артиллерийских полков, девять полков ПВО, один полк авиаподдержки, два противотанковых батальона и прочие части поддержки. Это была очень серьезная сила, а офицерский и генеральский состав поддерживал дружеские отношения с советскими коллегами.


Вся эта военная машина под названием ГСВГ могла не только служить сдерживающим фактором в отношении агрессивной политики стран НАТО в Западной Европе, но и выйти из окопов в атаку.


«Для того чтобы понять, как эта стратегия работала, надо взглянуть на карту Европы 1985 года, – говорит военный историк, эксперт по армиям НАТО Александр Зимовский. – И вы увидите, что от Шверина (советские войска и войска ГДР) до Гамбурга (войска НАТО) всего 110 километров. И соответственно от Майнингена (южный фланг ГСВГ) до Франкфурта-на-Майне около 200 километров.


Разумеется, и НАТО, и Организация Варшавского Договора имели свои планы на случай войны. Но, как известно, даже самый лучший план войны работает только до соприкосновения с противником. Поэтому американцы, например, как главные планировщики в НАТО, исходили из необходимости первыми нанести ядерные удары по Советскому Союзу, как центральному элементу ОВД. В свою очередь стратегия оборонительных действий ОВД предусматривала комбинированный ответный удар (армия, авиация флот) с целью вывода Западной Германии, Великобритании и Франции из войны, чтобы лишить Америку баз и союзников в Европе.


В этом случае ГСВГ отводилась роль решающей силы, способной нанести ответный удар с помощью обычных вооружений. Существует информация – официально, конечно, не подтверждаемая – что по расчетам штабистов НАТО, на четвертый-пятый день с момента нападения НАТО на СССР и начала активных боевых действий, армии из состава ГСВГ выходили на линию Гамбург – Гавр. А в этой полосе и Дания, и Голландия, и Бельгия, и французское побережье Ла-Манша. То есть, кроме обмена ядерными ударами, мог произойти переход под контроль советского блока всей более-менее интересной в военно-стратегическом плане территории Западной Европы.


Такой вывод штабные офицеры альянса делали на основании расчета имеющихся у НАТО и ОВД сил и средств, а также с учетом того, какой будет мотивация у сражающихся непосредственно на поле боя солдат и офицеров. И морально-боевое превосходство советских войск наши предполагаемые противники считали неоспоримым фактором. Так что советские войска, размещенные в ГДР, были серьезным отрезвляющим средством для натовских стратегов. Американцы, разумеется, рассчитывали отсидеться в бункерах за океаном, в буквальном смысле бросив своих европейских союзников под танки.


Но вот военачальникам, например, в армии ФРГ в те годы такая перспектива никак не улыбалась. Еще довольно много старших офицеров и генералов Бундесвера помнили, каково это – бегать от неудержимо катящейся лавины «руссишепанцер». Поэтому залихватские настроения американских начальников штабов довольно часто наталкивались на отчуждение и непонимание со стороны тех, кому не повезло когда-то оказаться на Восточном фронте. И вот это отсутствие стратегического консенсуса в оценке последствий нападения НАТО на страны Варшавского договора также было весьма значительным. То есть вопрос: «Нападем, а что дальше?» – все время висел в воздухе. Потому что в этом уравнении было много неизвестных, и никто в Западной Европе, например, не хотел с этими неизвестными в одно прекрасное утро познакомиться лицом к лицу. Так что в стратегическом плане ГСВГ свою военную задачу выполнила, даже без единого выстрела».


Автор: Виктор Сокирко


mybioplanet.ru






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.