» » О совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курилах

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (81)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

О совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курилах

категория: Новости » О совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курилахдата: 17-05-2017, 13:16

О совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курилах О совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курилах
Начало
Идея организации совместной российско-японской хозяйственной деятельности на Южных Курилах впервые была высказана президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ во время их встречи в японском городе Нагато в декабре 2016 года. Тогда же стороны договорились о создании общего фонда поддержки инвестиций объёмом около 1 млрд долларов для финансового обеспечения совместных проектов. Участниками соглашения выступили Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и японский банк JBIC.
На состоявшихся 27 апреля переговорах в Москве эта тема обсуждалась уже более предметно. «Конечно, шла речь и о проблеме мирного договора, решение которой должно отвечать стратегическим интересам и России, и Японии и быть принято народами обеих стран. В этом контексте обсудили тематику совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах, о чем мы договорились с господином Абэ еще в декабре в Токио, – сообщил президент Путин. – Согласились продолжить начатую совместную работу и сформировать в ближайшее время перечень приоритетных проектов. Для изучения конкретных возможностей взаимодействия этим летом будет организована поездка на Южные Курилы группы японских чиновников и бизнесменов».
Рассчитанные на долгосрочную перспективу межгосударственные договорённости о ведении совместной экономической деятельности на территориях, которые одна из сторон считает спорными, имеют под собой соответствующую (прецедентную) международно-правовую базу. В частности, Япония ещё в 1974 году заключила подобное соглашение с Южной Кореей. Японские СМИ, напоминая об этом прецеденте, положительно оценивают перспективы экономического взаимодействия Токио и Москвы в целом и в регионе Южных Курил в частности. Газета «Нихон кэйдзай», подчёркивая, что подписанные по итогам визита Синдзо Абэ в Москву документы включают в себя около 100 проектов экономического сотрудничества, отмечает: «Ранее российско-японское экономическое сотрудничество ограничивалось энергетической сферой, затрагивающей разработку нефти и газа в дальневосточном регионе, однако диапазон взаимодействия увеличивается».
Другая японская газета – «Майнити симбун» – сообщает о специальной японской исследовательской группе, намеревающейся посетить Южные Курилы для обсуждения «на месте» перспектив совместной хозяйственной деятельности Москвы и Токио. Группа будет состоять из представителей туриcтической отрасли и рыбной промышленности; особый интерес у неё вызывает посещение островов Итуруп и Кунашир.
В свете этих подвижек в российско-японских отношениях одним из ключевых вопросов является наличие соответствующей правовой базы для совместной хозяйственной деятельности в регионе Южно-Курильских островов. Пока позиции Москвы и Токио по указанному вопросу расходятся. Российская сторона исходит из принципа верховенства российского законодательства в отношении деятельности японского бизнеса. Японская сторона считает необходимым ещё до начала совместной хозяйственной деятельности обсудить вопрос о её законодательных основах заново. Ещё более жёстко формулирует эту позицию «Майнити симбун»: «Для того чтобы реализовать совместную хозяйственную деятельность на островах, потребуется «особая система», которая не пошатнет законные позиции обеих сторон. К японским компаниям не должны применяться российские законы». В настоящее время, отмечает «Майнити симбун», кабинет Абэ обсуждает два возможных варианта: расширение рамок действующей с 1992 года российско-японской программы безвизового обмена или создание новой отдельной структуры, отвечающей за совместную хозяйственную деятельность России и Японии на Южных Курилах.
Односторонние шаги Токио в вопросах, связанных с деятельностью японских компаний на принадлежащих России островах, могут сорвать достигнутые договорённости ещё до того, как они начнут действовать. И здесь возникает вопрос о пространстве манёвра, которым располагает японское правительство, и о политических интересах кабинета Абэ.
Сама идея организации совместной российско-японской хозяйственной деятельности на Южных Курилах стала в последние недели в Японии элементом внутриполитической борьбы с привлечением пропагандистских сил в лице ряда местных СМИ. «Кухню» приоткрыло издание Toyo Keizai. В Японии, пишет это издание, «зачастую возникает ситуация, при которой сообщения средств массовой информации о территориальных переговорах между Российской Федерацией и Японией и реальное положение дел не совпадают». В качестве примера приводится тенденциозная трактовка одной из ведущих японских газет – «Асахи» – состоявшейся 18 марта в Токио российско-японской встречи на уровне заместителей министров иностранных дел. «Если ознакомиться с информацией об этой встрече только по японским средствам массовой информации, можно подумать, что территориальные переговоры опять заходят в тупик», – указывает Toyo Keizai и приводит следующие тезисы «Асахи»: «Японская сторона надеется, что совместная хозяйственная деятельность поможет решить территориальную проблему. Она требует создать «особую систему», которая не подвергнет сомнению японский суверенитет и будет отличаться от российских законов. С самого начала консультаций Россия подчеркнула, что она не примет требования Японии».
«В этой статье допущена фактическая ошибка. Газета пишет, что Япония требует создать «особую систему», которая не подвергнет сомнению японский суверенитет и которая будет отличаться от российских законов, но нереально, чтобы японская сторона выдвигала подобные требования. Что касается действующего безвизового обмена между японцами и жителями Курил, а также безопасной деятельности вблизи «северных территорий», то они осуществляются в соответствии с «особой системой», однако не противоречат российским законам», – подчёркивает Toyo Keizai.
По справедливой оценке этого издания, если японская сторона будет настаивать на разработке такой правовой базы для сотрудничества с Россией, которая исходит из претензий Токио на так называемые северные территории, то «переговоры зайдут в тупик». Toyo Keizai отмечает, что исходным моментом должно выступать «политическое решение», принятое на высшем уровне, и затем конкретизированное на уровне дипломатических ведомств России и Японии и при разработке «детальных проектов». «Если дело дойдет до реализации хотя бы некоторых проектов, подвести под это юридическую базу будет не так сложно. Когда возникает необходимость, появляется много различных идей», – пишет Toyo Keizai.
Остаётся главный вопрос: насколько правительство Синдзо Абэ готово принять такой подход, который неизбежно натолкнётся на критику и сопротивление националистически настроенных политических кругов в Японии? Россия – не Южная Корея, и принципы стратегической солидарности в треугольнике Токио – Сеул – Вашингтон здесь не сработают. Кроме того, в настоящее время японский подход к организации совместной хозяйственной деятельности с Россией в районе Южных Курил напрямую завязан на партийные цели правящей в стране Либерально-демократической партии (ЛДП). Руководство ЛДП готовит соответствующие документы для правительства Синдзо Абэ, оно же определяет рамки взаимодействия с российской стороной. И надо подчеркнуть, что одним из приоритетов здесь является распространение программ совместной хозяйственной деятельности с Россией не только на Южно-Курильские острова, но и на северный японский остров Хоккайдо.
В настоящее время позиции премьера Абэ и ЛДП в Японии кажутся прочными. Либерал-демократы Синдзо Абэ имеют в парламенте 291 место из 475. Еще 35 мандатов – у входящей в правящую коалицию правоцентристской партии «Комэйто», что обеспечивает, в принципе, возможность проведения через парламент необходимых решений в сфере российско-японских отношений.
Однако в следующем году в Японии выборы, и сохранение позиций правящей коалиции будет во многом зависеть от состояния экономики страны. Банк Японии прогнозирует, что годовой рост экономики в 2017 и 2018 годах составит примерно 1,5 %, признавая, что эти темпы «сами по себе не очень высокие». А в марте в Японии было даже зафиксировано снижение промышленного производства на 2,1 % по сравнению с предыдущим месяцем. Всё это побуждает правящую коалицию искать дополнительные варианты обеспечения электоральной поддержки. Развитие экономического сотрудничества с Россией, особенно в привязке к острову Хоккайдо, может оказаться здесь важным козырем. Правда, когда экономика и внутренняя политика тесно переплетены, партнёрам следует проявлять особую бдительность. Тем более если речь идёт о Японии, вынужденной действовать в сложном геополитическом окружении и имеющей союзнические обязательства по отношению к США.
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.