» » Крылатые снайперы дальней авиации

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (102)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Крылатые снайперы дальней авиации

категория: Новости, Политика » Крылатые снайперы дальней авиациидата: 23-12-2017, 10:15

Крылатые снайперы дальней авиации
Крылатые снайперы дальней авиации

Подняться в воздух с родного аэродрома, улететь за тридевять земель, уничтожить цель вне зоны видимости и без потерь вернуться домой. На это в Вооруженных силах способны только экипажи дальней авиации ВКС России, отмечающие в субботу свой профессиональный праздник.


Именно 23 декабря 1913 года под Петербургом первый испытательный полет совершил самый мощный и тяжелый на тот момент бомбардировщик «Илья Муромец». Этот четырехмоторный гигант с тридцатиметровым размахом крыльев мог находиться в воздухе пять часов и был способен обрушить на головы противника почти полтонны бомб. РИА Новости публикует подборку вооружения, которым сегодня оснащаются потомки «Ильи Муромца» — боевые самолеты российской дальней авиации.


Х-15


Советскую аэробаллистическую ракету Х-15 класса «воздух — земля» приняли на вооружение в 1980 году в качестве ответа на американскую AGM-69 SRAW. Оба боеприпаса были предназначены для прорыва системы ПВО противника, уничтожения зенитных комплексов и стационарных наземных целей. Первоначально Х-15 несла термоядерную боевую часть мощностью около 300 килотонн, однако позже были созданы варианты в обычном оснащении. Ракету разработали в МКБ «Радуга» специально для существовавших на тот момент дальних бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-95 и перспективных Ту-160.


Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Но Х-15 сразу после старта начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.


Крылатые снайперы дальней авиации


На базе Х-15 позже были разработаны два варианта ракеты — Х-15П и Х-15С. Первая с осколочно-фугасной боевой частью предназначалась для борьбы с радарами ПВО противника и могла корректировать свою траекторию, наводясь на радиолокационный луч от цели. Вторая ракета — противокорабельная, с кумулятивно-фугасной боеголовкой и активной радиолокационной системой наведения. Дальность поражения надводных целей — от 60 до 150 километров. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку или корабельную группу без истребительного прикрытия «накрыть» таким боеприпасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут брать на боевое задание до 24 ракет Х-15С.


Х-32


Сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета Х-32 является глубокой модернизацией еще советской Х-22. Изначально она предназначалась для поражения авианосцев или авианосных ударных групп (АУГ) фугасно-кумулятивной (960 килограммов взрывчатого вещества) или термоядерной (мощностью до мегатонны) боевыми частями на дистанциях до 600 километров. Этими ракетами вооружали самолеты Ту-16К, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К. Ракетоносцы с Х-22 должны были противостоять американским АУГ на Тихом океане. Атаковать важную цель советские стратеги планировали группами самолетов — вплоть до авиадивизии (около 80 машин). Задача считалась выполненной, если Х-22 удавалось уничтожить или вывести из строя авианосец.


Ракета, впрочем, имела ряд недостатков. Самый существенный — низкая помехозащищенность РЛС наведения, работавшей на фиксированных частотах. Противник мог с высокой эффективностью «глушить» Х-22 активными помехами. Модернизация ракеты началась еще в СССР, но из-за тяжелой финансовой ситуации в 90-х годах работы приостановили. Испытания нового изделия возобновились лишь в 2013-м. Усовершенствованная ракета получила название Х-32.


Крылатые снайперы дальней авиации


От «прародителя» ее отличают новая радиолокационно-инерциальная система наведения, надежно защищенная от помех, увеличенный объем баков и более мощный двигатель. Х-32, по данным из открытых источников, способна поразить цель на дистанции до тысячи километров. Таким образом, ракетоносцу не нужно входить в зону действия палубной авиации противника. Боевая часть ракеты может быть как специальной (ядерной), так и фугасно-кумулятивной. Носителями Х-32 станут модернизированные самолеты Ту-22М3М. К 2020 году планируется модернизировать до этой версии около тридцати Ту-22М3.


Х-555


Производство дозвуковых крылатых ракет Х-555 началось в 1999 году для замены советских стратегических Х-55 и Х-55СМ, созданных еще в 80-х. Первоначально они были стратегическими и могли нести специальную боевую часть мощностью до 500 килотонн. Дальность полета боеприпаса (2,5 тысячи километров у Х-55 и 3,5 тысячи у Х-55СМ) позволяла самолетам-носителям Ту-160 и модернизированным Ту-95 нанести ядерный удар по важнейшим стационарным объектам противника, не входя в зону действия его ПВО. Ракеты летели на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и могли совершать маневры на траектории, что позволяло избежать их перехвата средствами ПВО.


Крылатые снайперы дальней авиации


Модифицированная Х-555 является более гибким «инструментом». Во-первых, помимо инерциально-доплеровской системы управления, в ней используются оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Это позволило в пять раз повысить точность ракеты. Во-вторых, кроме ядерной боевой части Х-555 может нести еще кассетную или многофакторную (осколочно-фугасно-зажигательную) нагрузку массой в 410 килограммов. Именно такими боеприпасами российские ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС неоднократно «радовали» террористов ИГ* в Сирии. Правда, из-за увеличения массы БЧ разработчикам пришлось уменьшить запасы топлива, что снизило дальность полета ракеты до двух тысяч километров. Впрочем, с конформными (накладными) баками Х-555 может поразить цель на удалении до 2,5 тысячи километров.


Х-101


Крылатая ракета Х-101 является самым современным и наиболее смертоносным «козырем» российских «дальников». Со временем она должна заменить Х-555 и стать основным оружием самолетов Ту-160М/М2 и Ту-95МС/МСМ. Большая часть информации о новой ракете засекречена. Известно, что Х-101 использует комбинированную систему наведения: инерциальную систему, оптико-электронную коррекцию и ряд других новшеств. Боеприпас может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели. Кроме того, его можно перенаправить на другой объект прямо в воздухе.


Крылатые снайперы дальней авиации


Боевая часть ракеты может быть как осколочно-фугасной, так и ядерной (вариант Х-102). По оценке западных экспертов, дальность полета боеприпаса достигает пяти тысяч километров при пятиметровом радиусе вероятного отклонения. Кроме того, известно, что Х-101 крайне сложно перехватить — в ее конструкции широко применяются элементы технологии малозаметности. Ту-95 может нести на внешней подвеске восемь ракет (во внутренний отсек «Медведя» Х-101″ не умещается по габаритам), а Ту-160 — 12 ракет на барабанных установках в двух внутренних отсеках. Х-101 наравне с Х-555 дебютировали и неоднократно применялись ВКС России в Сирии.


Авиабомбы


При необходимости самолеты российской дальней авиации могут применять широкую номенклатуру авиабомб. Конечно, использовать тяжелые ракетоносцы Ту-95 или Ту-160 в качестве «бомбовозов» нецелесообразно. Однако Ту-22М3, как показал опыт сирийской кампании, могут эффективно уничтожать цели даже устаревшими боеприпасами, такими как свободнопадающие фугасные авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-500, осколочно-фугасные ОФАБ-250 и ОФАБ-500 и многие другие.


Причина точности ударов кроется в авиационном прицельно-навигационном комплексе СВП-24-22 «Гефест», изначально разработанном для фронтовых бомбардировщиков Су-24, но позже адаптированном и для Ту-22М3. Эта система расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на нее и прицеливании. Она учитывает множество факторов — скорость самолета, его географические координаты, высоту полета, расстояние до объекта бомбометания, погодные условия, видимость и прочее, — после чего самостоятельно вычисляет, где и когда летчику «нажать на кнопку». Точность бомбовых ударов, благодаря электронному «суфлеру», возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, так как позволяет использовать старые боеприпасы с не меньшей эффективностью, чем гораздо более дорогие современные корректируемые авиабомбы.








Смотрите также: 


Теги: на до по для Х-555

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.