» » Стражи Арктики. Малоизвестные корабли Северного флота

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Октябрь 2018 (277)
Сентябрь 2018 (484)
Август 2018 (578)
Июль 2018 (556)
Июнь 2018 (681)
Май 2018 (710)


0

Стражи Арктики. Малоизвестные корабли Северного флота

категория: Новости, Политика » Стражи Арктики. Малоизвестные корабли Северного флотадата: 2-06-2018, 10:15

Стражи Арктики. Малоизвестные корабли Северного флота
Стражи Арктики. Малоизвестные корабли Северного флота

Самый сильный, обученный, вооруженный и «морозоустойчивый» флот России 1 июня отмечает 85-летие. В этот день в 1933 году сформировали Северную флотилию, которая позже была преобразована в Северный флот, самый молодой в Вооруженных силах. Несмотря на свой относительно юный возраст, это военно-морское объединение — одно из мощнейших на планете.


Первый «подледник»


Советская дизель-электрическая подводная лодка Д-3 «Красногвардеец» вписана в историю мирового мореходства как первая субмарина, совершившая подледное плавание. Пятого февраля 1938 года лодка вышла в направлении дрейфующей полярной станции «Северный полюс — 1″. Экипаж должен был наладить радиосвязь между спасательными кораблями и дирижаблем «СССР-В6″, которые спешили на выручку участникам экспедиции Ивана Папанина, изолированным на тающей льдине. Во время похода Д-3 посетила район острова Ян-Майен, став первой советской подлодкой, побывавшей в Западном полушарии. А 12 февраля она преодолела в подводном положении пятикабельтовую ледовую перемычку, отделявшую ее от «чистой» воды. Это сегодня российские атомоходы свободно ходят в Арктику, но 80 лет назад получасовой подледный рывок «Красногвардейца» стал настоящим подвигом. Такого до советских моряков не делал никто.


Д-3 воевала с первых дней Великой Отечественной, несколько раз участвовала в боевых походах. В одном из них, осенью 1941-го, экипаж «Красногвардейца» потопил вражеский танкер и три транспорта. В апреле 1942-го подлодку удостоили почетного звания «гвардейская», но носила его субмарина, к сожалению, недолго. В июне того же года она ушла в очередной дальний поход в Баренцево море и не вернулась. Д-3 «Красногвардеец» так и не нашли, лодка до сих пор числится пропавшей без вести. Место и обстоятельства ее гибели неизвестны.


Корабль с говорящим именем


Гвардейский эсминец «Гремящий» проекта семь з годы Великой Отечественной заслуженно заработал репутацию самого героического и отчаянного корабля Северного флота. Он сражался с первых дней войны вплоть до января 1945-го, когда его отправили на капитальный ремонт. «Гремящий» выполнил более 90 боевых задач, прошел около 60 тысяч морских миль, отбил 112 атак авиации, сбил 14 и подбил 20 немецких самолетов, сопроводил 40 союзных и 24 советских морских конвоя, десятки раз вступал в артиллерийские дуэли с кораблями противника, обстреливал вражеские порты и береговые укрепления, сильно повредил глубинными бомбами две вражеские подлодки и уничтожил одну.


Эту победу «Гремящий» одержал 30 марта 1942-го. Эсминец в числе прочих кораблей сопровождал в Мурманск из Шотландии арктический конвой PQ-13 с грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. У входа в Кольский залив экипаж «Гремящего» обнаружил рубку подводной лодки противника, идущей прямо на союзные корабли. Эсминец первым встал между конвоем и вражеской субмариной, успевшей уйти под воду. На скорости 20 узлов «Гремящий» вышел на боевой курс и атаковал подводную лодку 12 глубинными бомбами. Вскоре на поверхность воды всплыли масляные пятна и обломки. По версии командования флота, эсминец уничтожил немецкую подлодку U-585. За ратные подвиги первый командир «Гремящего» капитан третьего ранга Антон Гурин в 1945 году был удостоен звания Героя Советского Союза.


Смелый траулер


Рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка», мобилизованный незадолго до начала Великой Отечественной и переквалифицированный в сторожевые корабли, личным примером доказал — и один в море воин. Десятого августа 1941-го бывшее гражданское судно, вооруженное лишь двумя 45-миллиметровыми пушками, пулеметами и малыми глубинными бомбами, обнаружило три немецких эсминца неподалеку от мыса Цып-Наволок. Командир корабля успел передать радиодонесение оперативному дежурному Северного флота и поставить дымовую завесу перед тем, как противник, имевший многократное преимущество в огневой мощи, увидел советский сторожевик.


«Туман» рвался к берегу под прикрытие береговых артиллерийских батарей, однако немецкие эсминцы были быстрее. Они сблизились с кораблем на дистанцию в 50 кабельтовых (чуть больше девяти километров) и открыли огонь. Третий залп оказался результативным: «Туман» получил 11 прямых попаданий 127-миллиметровыми снарядами. Командир и комиссар корабля погибли. Кормовое орудие было повреждено, а носовое не могло вести огонь, так как вражеские эсминцы находились вне сектора его обстрела. Тем не менее сторожевик не сдавался. В ходе боя краснофлотцы Блинов и Семенов совершили подвиг — под огнем вновь подняли флаг корабля, сорванный с мачты взрывом. «Туман» отчаянно петлял, то снижал ход, то вновь набирал, словно приглашая противника подойти ближе. И наконец заманил его под огонь береговых батарей.


Первым же залпом артиллерии удалось удачно накрыть эсминец Z-4 «Рихард Битзен». Не ожидавшие отпора немцы спешно ретировались, а Z-4 позже пришлось отправить в Германию на длительный ремонт. Лишь после этого получивший множество пробоин «Туман» ушел под воду с поднятым флагом. Тридцати семи членам экипажа удалось спастись, 15 их боевых товарищей погибли.


Мирный атом


Первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 не довелось побывать в боях. Однако вряд ли кто-нибудь усомнится, что экипажи этой АПЛ — герои. Первые годы становления советского атомного подводного флота — время проб и ошибок, технологии производства и обслуживания реакторов еще не были достаточно изучены и отработаны на практике. Служба моряков-подводников на принципиально новых кораблях была опаснее ремесла летчиков-испытателей. Катастрофа истребителя унесет жизнь одного пилота, гибель АПЛ — десятков (если не сотен) членов экипажа. А такие «мелочи», как лучевая болезнь, среди первопроходцев-атомщиков считались неизбежным злом, с которым приходилось мириться.


«Ленинский комсомол» спустили на воду 9 августа 1957-го, а уже в 1961-м лодка отправилась на свою первую боевую службу в Атлантическом океане. Год спустя она совершила самый длительный на тот момент переход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды миновав точку Северного полюса. За этот поход высший офицерский состав К-3 удостоился звания Героя Советского Союза, а весь личный состав наградили орденами и медалями. За более чем 30 лет службы К-3 неизменно демонстрировала хорошие результаты, однако была, как говорят, «сырая». Мелкие поломки и неисправности в силовой установке считались рутиной. Но единственная серьезная авария на АПЛ произошла не по вине реактора.


Восьмого сентября 1967-го во время боевого дежурства в Норвежском море на «Ленинском комсомоле» случился пожар. Загорелись первый и второй отсеки, где хранились торпеды. К счастью, взрыва удалось избежать, однако из-за задымления погибли 39 подводников. Лодка тем не менее смогла своим ходом вернуться на базу. Вины экипажа в аварии не было. Как позже выяснило следствие, возгорание возникло из-за утечки огнеопасной жидкости — в системе гидравлики была бракованная деталь.


Морское братство


О большинстве подвигов экипажей кораблей Северного флота в годы холодной войны если и станет известно, то очень нескоро. Инциденты и конфликтные ситуации, возникавшие в море между двумя сверхдержавами, предпочитали держать в тайне и СССР, и США. Однако и в мирных условиях советским морякам-североморцам неоднократно приходилось действовать быстро и решительно. Боевую выучку не раз демонстрировал экипаж легкого крейсера «Александр Невский» проекта 68-бис, вступившего в состав ВМФ накануне нового, 1955 года. Корабль отправлялся в дальние походы в Атлантику и Арктику, представлял родной Северный флот на военно-морских парадах, получал оценку «отлично» на многочисленных маневрах и учениях.


Но больше всего он знаменит тем, что неоднократно приходил на помощь соотечественникам, оказавшимся в беде. Двадцать шестого марта 1958-го моряки «Александра Невского» спасли в штормовом море девять человек с потерпевшего крушение противолодочного гидросамолета Бе-6. Крейсер добрался до места в самый последний момент — аварийный плот экипажа самолета уже почти ушел под воду. Несколько месяцев спустя «Александр Невский» помог экипажу сейнера, потерпевшего крушение в десятибалльный шторм. В 1967-м буксировал аварийный крейсер «Адмирал Головко». Во время спасательной операции корпус «Александра Невского» дал трещину от нагрузки, и корабль пришлось отправить в ремонт. А уже в феврале 1972-го он устремился на помощь аварийной подлодке К-19 с подменным экипажем. В Гренландском море корпус «Александра Невского» вновь треснул, не выдержав удара волн. Но крейсер выполнил боевую задачу и добрался до К-19 в срок.




Смотрите также: 


Теги: на море до под Северного

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.