» » Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (127)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?

категория: Новости, Политика » Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?дата: 29-12-2018, 07:15

Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?
Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?

В уходящем году дальняя авиация (ДА) ВКС России получила пять стратегических бомбардировщиков. В докладе министра обороны Сергея Шойгу на заседании расширенной коллегии военного ведомства говорится о том, что в войска были поставлены один Ту-160М2 и четыре Ту-95МСМ.


Данный результат большинство СМИ преподнесло как успех в модернизации ДА — воздушной компоненты ядерной триады РФ. Между тем именно в 2018 году Минобороны рассчитывало представить публике стратегический бомбардировщик нового поколения — ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). В частности, об этом сообщал замминистра обороны (сейчас — вице-премьер) Юрий Борисов в ходе посещения оборонных предприятий в Нижнем Новгороде в середине октября 2016 года.


ПАК ДА — это главная, а, по сути, единственная надежда на кардинальное обновление такого уникального формирования как дальняя авиация. Самолёт будет реализован по схеме «летающее крыло» с широким применением технологий малозаметности. Всё вооружение будет размещаться в корпусе машины. Взлётная масса ПАК ДА будет составлять около 110 тонн, предположительная боевая нагрузка — 20 тонн. Заявленные возможности самолёта позволяют ему заменить весь нынешний боевой парк дальней авиации.


Необходимость замены


Такой роскошью, как дальняя авиация, обладают лишь два государства мира — США и РФ. В тесный элитный клуб пытается войти Китай. Однако на текущий момент в парке Поднебесной находятся устаревшие дальние бомбардировщики Xian H-6 (на базе советского Ту-16). Последние 10 лет КНР работает над перспективным самолётом H-20 (наподобие американского B-2 Spirit), но информация о его успешных испытаниях отсутствует. В состав ДА ВКС входят турбовинтовые Ту-95МС «Медведь», сверхзвуковые реактивные самолёты Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22М3.


Все три типа боевых машин предназначены для выполнения разных задач на театре военных действий (ТВД). Ту-22М3 — это дальний бомбардировщик для бомбометания в глубине обороны противника. Ту-95МС — относительно недорогая платформа для применения широкого спектра боеприпасов на дальности до 10,5 тысячи километров. Ту-160 создавался как скоростной самолёт-носитель управляемого высокоточного оружия.


Примерная стоимость одного «Белого лебедя» составляет около 230 миллионов долларов. Главное достоинство этой машины заключается в способности преодолевать рубежи ПВО на сверхзвуковой скорости, которую он в режиме форсажа может держать порядка 45 минут.


В составе ДА ВКС находятся около 60 боевых самолётов. Самым молодым является Ту-160, который был разработан во второй половине 1970-х годов и производился до 2008 года. Самый старый самолёт — Ту-95МС — был создан в 1950-е годы, Ту-22М3 — родом из 1960-х годов. Все три машины (Ту-160 — частично) проходили модернизацию. Однако, как уверены эксперты, последние 10 лет назрела необходимость в создании концептуально новой машины.


Одним из главных недостатков ДА ВКС (доставшимся, правда, от СССР) является многообразие стоящей на вооружении техники. В условиях холодной войны создание разнообразных образцов дальней авиации было вынужденной мерой. Однако в современных условиях у России нет необходимости держать столь пёстрый парк боевых машин.


Конечно, речь не идёт о необходимости ликвидации ДА. Совсем, наоборот, дальняя авиация сохраняет своё значение как наиболее гибкий компонент ядерной триады и ударной силы на дальних ТВД. Однако крайне целесообразно оставить в парке ДА один многофункциональный стратегический бомбардировщик, который может наносить удары широким спектром ядерных и неядерных боеприпасов.


Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?


Россия испытывает такую потребность, прежде всего, в силу объективных экономических причин. Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 — это конструктивно абсолютно разные машины, на них установлены совершенно разные агрегаты, включая двигатели. Бортовое радиоэлектронное оборудование также не унифицировано. Это приводит к высоким расходам на техническое обслуживание ДА, создаёт огромное количество проблем в налаживании производственной кооперации.


ПАК ДА будет дешевле Ту-160М2


Однако вопреки, казалось бы, очевидному решению — вложить средства в проект ПАК ДА, руководство РФ приняло решение возобновить производство Ту-160 в модификации «М2». В 2015 году президент РФ Владимир Путин заявил, что Казанский авиазавод имени Горбунова (КАЗ) должен выпустить 50 «Белых лебедей». Причём предприятию были поставлены совершенно нереальные сроки — произвести полсотни машин до 2023 года!


Сейчас становится очевидным, что грандиозный план производства будет провален (но в контексте перспектив ПАК ДА — это хорошая новость). С января 2018 года КАЗ выполняет контракт, заключённый с Минобороны на производство 10 Ту-160 стоимостью 160 миллиардов рублей (2,3 миллиарда долларов). На текущий момент собрана одна несерийная единица (борт «Пётр Дейнекин»). Запуск серийного производства запланирован на 2021 год.


Без всякого сомнения Ту-160 — потрясающая по красоте и боевой мощи машина. Между тем «Белый лебедь» при всех его достоинствах остаётся концептуальным взглядом отечественных инженеров 1970-х годов. Объём военного бюджета РФ (46 миллиардов долларов) вряд ли позволяет распылять средства на два грандиозных проекта: серийное производство Ту-160 и опытно-конструкторские работы по ПАК ДА.


Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?


Источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) пояснил, что инвестиции в ПАК ДА превысят вложения в ПАК ФА (Су-57) и составят несколько миллиардов долларов. Однако в долгосрочной перспективе (15-30 лет) эти расходы «отобьются» за счёт использования однотипных двигателей, агрегатов и унифицированного БРЭО в дальней авиации.


«Возобновление производства Ту-160 тормозит ход работ по ПАК ДА, так как на «Белого лебедя» отвлекается огромное количество финансовых и человеческих ресурсов. Коллектив ПАО «Туполев» вынужден одновременно заниматься двумя проектами. При этом, по моему глубочайшему убеждению, нет необходимости в производстве даже 10 Ту-160М2. Для «серии» — это смешная цифра, а проблем создаётся немыслимое множество», — сказал собеседник.


Сроки окончания НИОКР, первого полёта и старта серийного производства ПАК ДА неоднократно переносились. По информации Минобороны на 2017 год, перспективный самолёт может совершить первый полёт в 2025-2026 годах и пойти в серию в 2028-2029 годах. Источник сомневается в выполнимости этих прогнозов с учётом действующей программы по Ту-160. Также он напомнил, что Минобороны меняло свои требования к ПАК ДА.


«Ещё на заре этого проекта военные хотели получить сверхзвуковую машину, в 2013 году — они объявили, что видят ПАК ДА как дозвуковой самолёт с малой радиолокационной заметностью. Я бы не сказал, что на тот момент это было критично, но выбор в пользу дозвукового варианта был очевиден изначально, особенно с учётом американского опыта и с появлением в ВКС сверхдальних высокоточных ракет как X-101/102», — отметил собеседник.


Сложившуюся ситуацию вокруг ПАК ДА наш источник объясняет несколькими причинами. В частности, он полагает, что на решение возобновить производство Ту-160 могло оказать влияние «титановое лобби». «Белый лебедь» производится из множества титановых конструкций, тогда как ПАК ДА будет изготавливаться в основном из композитных материалов (углепластика).


«Парадокс в том, что стоимость серийного ПАК ДА будет ниже, чем серийного Ту-160М2. Титан — очень дорогой металл, композиты — обойдутся дешевле. Да, с их производством у России существуют определённые трудности, но опять же — все эти проблемы в перспективе решаемы, если не бросаться из стороны в сторону, пытаясь угодить и тем и этим. Об этом горько говорить, но главная проблема дальней авиации даже не в последствиях развала СССР, а в отсутствии чёткого концептуального взгляда, а если быть точнее — стратегического мышления у военно-политического руководства страны», — констатировал собеседник.





Источник






Смотрите также: 


Теги: на ДА ПАК как что

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.