» » «В режиме трамваев»: как Северный морской путь изменит мир

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Сентябрь 2019 (137)
Август 2019 (275)
Июль 2019 (276)
Июнь 2019 (267)
Май 2019 (244)
Апрель 2019 (258)


0

«В режиме трамваев»: как Северный морской путь изменит мир

категория: Новости, Политика » «В режиме трамваев»: как Северный морской путь изменит мирдата: 5-09-2019, 16:15

«В режиме трамваев»: как Северный морской путь изменит мир
«В режиме трамваев»: как Северный морской путь изменит мир

В середине августа один из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков, французская компания CMA CGM заявила об отказе от Северного морского пути. Чуть позже премьер-министр Норвегии Ине Мари Эриксон Серейде выразила обеспокоенность экологическими и экономическими аспектами этого маршрута и готовность провести соответствующую проверку. Способен ли Запад заблокировать стратегический проект России?


Тишь да гладь

Крупнотоннажный танкер «Проспект Королева», принадлежащий российскому «Совкомфлоту», отправился из Мурманска 26 августа и доставил груз сырой нефти в Китай всего за неделю.


«Мы шли со скоростью почти 13 узлов, когда я, стоя на мостике, поймал себя на мысли: если не смотреть в иллюминатор, не скажешь, что судно движется — нет ни вибрации, ни шума, ни выхлопов из трубы. Чистое море за нами, чистое небо над нами — и тишина», — делится впечатлениями капитан дальнего плавания, ледовый советник Василий Ермаков.


В самой транзитной перевозке нефти по Севморпути нет ничего необычного — такое бывало и раньше. Но до этого рейса еще ни одно судно не проходило весь маршрут исключительно на экологически чистом газомоторном топливе.


Моряки «Совкомфлота» доказали, что будущее мировых товарно-сырьевых перевозок — за арктической транспортной артерией в российских водах. По словам капитана «Проспекта Королева» Олега Шишкина, переход по СМП почти на месяц короче, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал. А СПГ снижает суточный расход топлива на 20% и почти на треть — выбросы углекислого газа в атмосферу.


Развитие СМП как транспортной артерии, связывающей Европу и Юго-Восточную Азию, — одна из важнейших инфраструктурных задач страны. То, что в ближайшие годы интерес к маршруту будет только усиливаться, показывает статистика грузоперевозок. В конце августа глава дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша сообщил, что в этом году грузопоток Севморпути вырастет на 45% — с 20 до 29 миллионов тонн.


По майскому указу Владимира Путина грузоперевозки по СМП к 2024-му должны достичь 50 миллионов тонн в год. Рукша отмечает, что для этого делается все необходимое: строятся комплекс по производству сжиженного газа «Арктик СПГ — 2», принадлежащий «Новатэку» (около 18 миллионов тонн топлива в год), грузовая база «ВостокУголь» на Таймыре, способная отгружать 20 миллионов тонн угля ежегодно, и нефтедобывающие предприятия Пайяхского месторождения, которые обеспечат вывоз более пяти миллионов тонн нефти.


Европейский демарш

Как и у любого другого российского проекта, направленного на развитие международной торговли, у Севморпути хватает противников за границей. В середине августа, по данным газеты Figaro, один из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков, французский концерн CMA CGM, отказался от арктических трасс, в первую очередь СМП. Представители компании сослались на «заботу об экологии», чем сильно удивили экспертное сообщество.


«Логика странная — если судно идет коротким путем, значит, сжигается меньше топлива», — объясняет РИА Новости гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов, напоминая, что CMA CGM в ближайшие годы переведет все свои суда на экологически чистый СПГ.


Впрочем, демарш французов на грузопотоке через Севморпуть не скажется — ведь на эту компанию и так никто и не рассчитывал. А когда СМП станет столь же привычным маршрутом, что и через Суэцкий канал, CMA CGM все равно придется запустить товарные перевозки по арктическим водам — иначе обойдут конкуренты. Например, датская Maersk, глава которой еще в июне заявил, что компания изучает возможности сезонного сервиса на Севморпути.


Против СМП выступает Норвегия. Неделю назад премьер-министр страны Ине Мари Эриксон Серейде сообщила, что официальный Осло обеспокоен экологическими и экономическими аспектами СМП, добавив, что требуется проверка маршрута на соответствие европейским стандартам.


В ответ на это старший советник посольства России в Осло Владимир Исупов указал, что инфраструктурный проект разрабатывается исключительно в российских территориальных водах и Норвегия тут лишь сторонний наблюдатель.


Откуда уши растут

Многие эксперты считают, что европейские нападки на СМП — результат давления Вашингтона. Дело в том, что дешевая и быстрая доставка российского сжиженного природного газа по Северному морскому пути в страны Юго-Восточной Азии ставит крест на стремлении американцев закрепиться на этом перспективном рынке.


Опасения вашингтонских стратегов более чем оправданны: по данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в прошлом году Россия отправила в регион почти 13 миллионов тонн СПГ, в то время как США — только 10,7 миллиона.


Для Вашингтона ситуация усугубляется тем, что Россия обеспечит сжиженным газом не только Китай, с которым Трамп разругался и без посторонней помощи, но и ключевого американского партнера в регионе — Японию. Реальность такой перспективы признал министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко в преддверии Восточного экономического форума.


«В рамках форума запланирован круглый стол, на котором представители бизнеса Японии и России обсудят развитие экономики Дальнего Востока, в том числе маршруты по Северному Ледовитому океану, что тесно связано с проектом «Арктик СПГ — 2», — отметил японский чиновник.


Арктические «трамваи»

Чтобы обеспечить рост грузопотока по Севморпути, Россия активно развивает атомный ледокольный флот, аналогов которому в мире нет. Не позднее мая следующего года Балтийский завод спустит на воду головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика». Еще два таких судна введут в эксплуатацию в 2021-2022 годах.


В долгосрочной перспективе — к 2030 году — «Росатом» планирует организовать круглогодичную навигацию по СМП. Правительство намерено выделить почти 130 миллиардов рублей на строительство уникального атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 мегаватт (для сравнения — мощность силовой установки «Арктики» в два раза меньше).


А в минувшую среду судостроительный комплекс «Звезда» и корейская компания Samsung Heavy Industries Co. Ltd в рамках V Восточного экономического форума объявили об учреждении совместного предприятия по управлению процессами строительства на «Звезде» танкеров для проекта «Ямал-СПГ».


Вячеслав Рукша из «Росатома» уверен, что уже через несколько лет грузовые корабли по Северному морскому пути «будут ходить в режиме трамваев».





Источник




Смотрите также: 


Теги: миллионов почти тонн через Рукша

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.