» » Турция пошла в Ливии по российскому пути

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (97)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Турция пошла в Ливии по российскому пути

категория: Новости, Политика » Турция пошла в Ливии по российскому путидата: 19-08-2020, 19:30

Турция пошла в Ливии по российскому пути
Турция пошла в Ливии по российскому пути

Ливия повторяет сирийский сценарий 2015 года – висевшее на волоске правительство спасено десантом войск иностранной державы. Если Дамаск спасла армия России, то Триполи – армия Турции. Российские военные закрепились затем на базе Хмеймим, а турки теперь подписали с ливийцами соглашение о создании военно-морской базы в Мисурате. Какую выгоду может извлечь Турция, закрепляясь в стратегической точке Средиземноморья?


Правительство национального согласия (ПНС) Ливии подписало с властями Турции и Катара соглашение о создании турецкой военно-морской базы в ливийском городе Мисурата. Катар, в свою очередь, обязался отправить на базу своих военных инструкторов для обучения местных солдат. Кроме того, Анкара и Доха предоставят ливийским курсантам места в своих военных училищах. Для заключения соглашения в Триполи прилетели министры обороны Турции и Катара Хулуси Акар и Халед бен Мухаммед аль-Аттыйя.


Соглашение по поводу базы стало продолжением меморандума о военном сотрудничестве, которое еще в ноябре заключили глава ПНС Фаиз Сарадж и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Как известно, в последнее время Анкара заметно усиливает свое военное присутствие в Ливии. Так, она уже разместила свои системы ПВО и пункт управления беспилотниками в аэропорту Митига и на авиабазе Аль-Ватия. База стала новым опорным пунктом для воздушных атак на позиции фельдмаршала Халифы Хафтара, который тщетно осаждал Триполи с весны прошлого года.


Пока неизвестно, насколько многочисленный гарнизон турецкий генштаб собирается разместить в Мисурате. Численность нынешнего турецкого контингента неизвестна. Его противники из Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара численность интервентов оценивают в 2500–3000 человек.


«База в Мисурате позволяет проецировать турецкую силу на восточное Средиземноморье. Турция пытается закрепить свои интересы после подписания соглашения о морских границах с ПНС. База понадобится для безопасности южного фланга общей ливийско-турецкой границы», – сказал глава центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.


В любом случае с появлением турецкой базы у Хафтара «вряд ли останется шанс однажды закрепиться в Триполи силовым путем» – и отныне судьба Ливии будет решаться либо за столом переговоров, либо за счет фактического раскола страны, полагает Семенов.


«Там могут базироваться не только турецкие корабли. Рядом с Мисуратой есть военный аэродром. Поэтому также может использоваться и турецкая авиация. Это целесообразнее, чем использовать авиабазу Аль-Ватия, расположенную достаточно далеко от Мисураты и от новой линии фронта», – пояснил эксперт. По мнению Семенова, раскол Ливии на Западную и Восточную будет окончательно закреплен, если другие страны последуют примеру Турции.


«Египет также может закрепить свое военное присутствие в Ливии. Эмираты уже используют в Ливии аэродром Аль-Хадим,


там базируются в том числе их беспилотники. Эмираты могут легализировать эту базу. На самом деле раскол Ливии, замораживание конфликта может устроить всех. В том числе и Турцию. Она закрепила свои интересы именно там, где нужно», – подчеркнул Семенов.


«Турецкий флот будет доминировать у побережья Ливии, в том числе и вдоль той его части, что остается под контролем Хафтара. Турки будут активно вести там геологоразведку на шельфе. Хафтар не сможет им помешать – у него нет флота и ему вообще не до того, что творится на море. Сейчас его основная головная боль – удержаться на суше», – считает эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Григорий Лукьянов.


Причем использование базы в качестве главной опорной точки прямо повторяет опыт России в Сирии с базой Хмеймим, отметил Лукьянов. «База должна обеспечить Турции мощное превосходство в воздухе и гарантировать невозможность повторения марш-броска ЛНА во главе с Хафтаром к столице», – сказал он.


«Но появление базы будет использовано оппонентами ПНС в идеологической войне. Хафтар усилит кампанию в духе арабского национализма. Он попытается сплотить местное население и привлечь новых союзников за границей, опираясь на лозунги освободительной борьбы против турецкой гегемонии», – предупредил Лукьянов.


«В Анкаре недооценивают тот факт, что даже среди их нынешних союзников Сараджа на западе страны – в Триполитании – многим не нравится постоянное военное и экономическое присутствие Турции. Эти силы, в частности, связаны с крупным бизнесом в Италии, Франции, Великобритании. Они опасаются, что турки используют базу в Мисурате, чтобы полностью замкнуть на себе экономику Триполитании», – пояснил эксперт.


Стоит напомнить, что Анкара строит военные базы и в других арабских государствах. Так, она практически завершила строительство своей второй базы в самом Катаре. Как ожидается, осенью ее откроет лично Эрдоган.


Месяц назад в Ливии поднялась волна слухов о предстоящем открытии российской военной базы в Сирте и Джуфре, то есть на территории, которую контролирует Хафтар. Об этом, в частности, заявлял Фатхи Башага, министр внутренних дел в команде Сараджа. Однако российские дипломаты эти слухи опровергли.

Ворота на Черный континент


Ливия самоценна для Турции не только в контексте Средиземноморского региона и не только из ностальгических соображений – как бывшая часть Османской империи, отмечают эксперты. Ливия, а на определенном этапе Сомали и Судан, рассматриваются в Анкаре как врата в Африку, напоминает Лукьянов.


«Выход на африканский рынок с его обилием дешевых добываемых ресурсов стал важной целью внешней политики Турции еще с конца 90-х. Турция никогда не скрывала свое намерение расширять там свое присутствие, выступая там на равных не только с США или с Францией, но также с Китаем, который сегодня в значительной степени контролирует внешнюю торговлю стран Африки», – пояснил собеседник.


Военное присутствие в Ливии позволит Турции закрепить за собой доступ к африканскому рынку. «Такие ослабленные государства, как Нигер, Чад или Мали, где во вторник произошел очередной путч, сильно зависят от иностранной помощи. В лице Турции они могут получить важного партнера, на сотрудничестве с которым смогут балансировать интересы других игроков. Тем самым Турция может нарастить значительный капитал», – прогнозирует эксперт РСМД.


«Опыт работы в странах, разрушенных конфликтами, у Турции есть. Самое большое по площади турецкое посольство на африканском континенте, да и в мире вообще, находится в Сомали. Турки активно продвигают там свою мягкую силу – в первую очередь через строительство, через экспорт товаров народного потребления и продуктов питания», – напомнил Лукьянов.





Источник






Смотрите также: 


Теги: на базы Турции Ливии может

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.