» » Как иностранцы бьются за право работать в РФ и при чем тут разливы нефти

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Март 2024 (165)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)
Октябрь 2023 (222)


0

Как иностранцы бьются за право работать в РФ и при чем тут разливы нефти

категория: Новости, Энергетика » Как иностранцы бьются за право работать в РФ и при чем тут разливы нефтидата: 14-09-2021, 14:30

Как иностранцы бьются за право работать в РФ и при чем тут разливы нефти У Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском произошла утечка нефтепродуктов.



В первых сообщениях говорилось о площади разлива в 200 кв метров., однако позднее выяснилось, что нефтяное пятно расползлось на 80 кв. километров. После этого публикации СМИ запестрели фразами о “выросшем в 400 тыс. раз разливе”, а эксперты принялись гадать, что на этот раз привело к аварии – стечение обстоятельств, разгильдяйство или коррупция.


Представители компании на пресс-конференции объявили, что наиболее вероятной причиной является заводской дефект оборудования – компенсатора выносного причального устройства (ВПУ), который буквально разорвало изнутри, после чего нефть хлынула в море.


Глава Росприроднадзора Светлана Радионова обвинила во всем халатность, а вице-премьер Виктория Абрамченко конкретизировала, что авария стала результатом “многолетнего отсутствия капитального ремонта выносного причального устройства и что в его обслуживание не вкладывались необходимые средства”.


Добытые нашей редакцией материалы свидетельствуют о том, что ситуация может быть гораздо сложнее, чем кажется. Ведь в порту под Новороссийском смешались интересы акционеров из нескольких стран, жадность и геополитика.




Справка: Магистральный трубопровод КТК, транспортирующий около 70 миллионов тонн нефти в год и протяженностью более 1500 км, соединяет месторождение Тенгиз на западе Казахстана и ряд других месторождений с морским терминалом Южная Озереевка под Новороссийском. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.







Заводской брак?


Для начала пройдемся по озвученным версиям аварии. По данным КТК, бракованный компенсатор (резинометаллическое изделие, предназначенное для снижения нагрузки на трубы вследствие температурных и иных воздействий), был изготовлен известным шведским концерном TRELLEBORG в 1999 г., хранился 16 лет, а затем в 2015 г. наконец был установлен. То есть к моменту аварии компенсатор достиг почтенного для изделий подобного рода 22-летнего возраста.


Производитель ВПУ – респектабельная компания IMODCO, квартирующая в фешенебельном Монако – заботится о своей репутации и о том, чтобы производимая ею продукция служила безотказно. Из интервью главы КТК Николая Горбаня мы знаем, что ВПУ – это не подлежащая ремонту конструкция, срок службы которой составляет 20 лет. Нехитрые вычисления позволяют сделать вывод о том, что срок их эксплуатации истекает в 2021 или 2022 г. Но! Оказывается, срок можно… продлить! И оказывается, именно это КТК и собирается сделать, о чем Горбань заявил во всеуслышание.


Но! Как мы говорили ранее, производители-монегаски заботятся о своей репутации, и вполне естественно, что для продления эксплуатации неремонтируемого ВПУ они самолично провели его полную и всеобъемлющую инспекцию. В том числе, инспекцию компенсатора. И сделали это два года назад, в 2019 г. (документ имеется в нашем распоряжении).


И вот тут становится еще интереснее: оказывается, в ходе инспекции эксперты производителя выявили множество несоответствий и критических проблем, которые надо было немедленно исправить не только для продления срока, но и для текущей эксплуатации. Стоит ли удивляться, что в отношении компенсаторов (а их на ВПУ имеется два), в отчете указано буквально следующее: «Фланцы компенсатора выглядят пережатыми. Во избежание аварии рекомендуется заменить как можно быстрее».






Давайте разберемся с этим подробнее.


Что такое пережатие фланцев? Это нарушение процедуры установки компенсатора, которое привело к излишнему затягиванию болтов, что в свою очередь вызвало ненормативное воздействие и нагрузки на резиновую часть компенсатора, а значит, способствовало ускоренному повреждению (появление трещин и надрывов) и запуску механизма разрушения. Не будем вдаваться в технические тонкости, но оцените следующий факт: при нормативном моменте затягивания болтов 400Нм, они при установке были затянуты привлеченным подрядчиком на 750Нм, то есть, почти с двукратным пережатием! И это отражено в акте установки (документ также имеется в нашем распоряжении)! Напоминаем: компенсаторы установлены в 2015 г., т.е. до проверки отработали 4 года и еще два года после! Просто чудо, что авария не случилась раньше…






Но давайте рассуждать здраво, как, надеемся, должны были рассуждать и ответственные работники КТК разных уровней. Да, подрядчик ошибся (с него, в конце концов, можно спросить!), но, слава богу, инспекция производителя выявила проблему. Надо поскорее выполнить его рекомендацию, поменять компенсаторы и спать спокойно. Но! Вы будете удивлены: никто компенсаторы не менял и, видимо, менять не собирался. То есть вот эти вот пережатые компенсаторы, о которых производитель только что криком не кричал, спокойненько стояли себе еще более двух лет! И уточним , перед установкой эти резинотехнические изделия полтора десятка лет лежали на складе – столько даже колеса для автомобилей не хранят.


«Как такое возможно?» спросите вы. И для ответа на этот вопрос мы плавно переходим к следующей версии аварии.








Халатность?


На первый взгляд. Глава Росприроднадзора выдвинула эту версию без оснований, но учитывая то, что мы уже знаем, версия выглядит вполне вероятной.


И важно разобраться, с чьей стороны была допущена халатность.


Как нам пояснил источник, КТК не обслуживает свою трубопроводную систему самостоятельно. Для этого привлекаются подрядчики.


Но мы все прекрасно знаем, что подрядчик – хоть сантехник, хоть станция техобслуживания автомобилей – делает то, что ему поручил и за что заплатил заказчик.


Значит, надо разбираться, кто несет ответственность за эксплуатацию ВПУ – а это опасный производственный объект.


Так вот, нехитрый поиск в интернете говорит, что именно АО «КТК-Р» является эксплуатирующей, а значит, ответственной за состояние ВПУ организацией, и именно АО «КТК-Р» имеет лицензии на его эксплуатацию.


Укрепиться в этом мнении помогает изучение должностных инструкций работников Морского терминала КТК, содержанием которых с нами поделился источник из самого КТК. Именно они являются ответственными за техническое обслуживание морских объектов.






И в этом случае остается только разобраться, кто проявил халатность: работник КТК, который не выполнил необходимых процедур и не проконтролировал своевременное и полное техническое обслуживание, или подрядчик, если он получил задание на обслуживание, но по каким-то причинам не выполнил его. В этом, надеемся, разберется следствие.


А мы зададимся следующим вопросом:


Объекты КТК действительно много лет не обслуживаются, как положено?


Короткий ответ – да. Для полноты картины нужно понимать, кому достаются контракты. С 2010 года подрядчиком выступала саудитско-голландская “Ламналко”. Как можно судить по многочисленным публикациям в российских СМИ их работа с самого начала сопровождалась претензиями и скандалами.


Для начала у «Ламналко» отсутствовали необходимые лицензии на ликвидацию разливов нефти и на пожаротушение. Кроме того, компания задействовала на объекте суда, по своим параметрам непригодные для работы в оговоренных контрактом условиях.


Как следствие в июле 2016 года произошла авария при погрузке танкера «Eurochampion» на ВПУ № 1. Буксиры «Ламналко», сопровождавшие танкера, обладая низкой тягой и формально даже не являясь эскортными, стали причиной поломки устройства, которое из-за инцидента было временно выведено из эксплуатации.


Все это время, поскольку ООО «Ламналко» было не в состоянии оказывать ряд услуг, на которые первоначально подписалось, КТК был вынужден привлекать сторонние организации. Так, с 2011 года услуги, связанные с ликвидацией разливов нефти и тушением пожаров, оказывали аварийно-спасательные группы «Экошельф», ФГУП «НУ АСПТР», АО «ЦАСЭО», ООО «Транснефть – Сервис». При этом стоимость контракта с «Ламналко» не снижалась, иностранный подрядчик продолжал требовать и получать полную и весьма щедрую оплату своих услуг.


Тут читатель может спросить, а как вообще «Ламналко» стала подрядчиком и почему столько лет, несмотря на все косяки, им оставалась?








Иностранное влияние


Чтобы на него ответить, нужно посмотреть на историю создания КТК – у ее истоков в 1997 году были такие зарубежные компании как Chevron, Mobil, Shell и Eni, которые в лучших традициях дикого капитализма диктовали априори «технологически бедной и неопытной» российской стороне свои условия. Среди прочего, вводился институт прикомандированных специалистов, (которые решения принимали, а ответственности не несли), создавался механизм вывода средств из КТК в пользу зарубежных акционеров в ущерб правительственным и занижались ставки перекачки нефти. В качестве вишенки на торте зарплаты российских специалистов в компании были в среднем в 9 раз ниже, чем у иностранцев. Кстати, глава ТНК-BP Роберт Дадли за куда меньшую дискриминацию (разница составляла 1,7 раза) в 2008 году лишился своего поста, а с ним и 150 прикомандированных сотрудников.


Но главное (для нашего материала) – экспаты держали линию на работу только с иностранными подрядчиками и морской терминал закрепили в сфере ответственности Chevron. Она же занималась выбором ВПУ, утверждением поставщиков запчастей и комплектующих. Российской стороне разрешили только наблюдать.


Морским терминалом управлял также представитель Chevron. Выходец из Chevron Кеннет Йосс с начала 2019 года занимал пост первого заместителя генерального директора по эксплуатации. Его предшественник Деннис Феи проработал в компании 12 лет.






Эксперты много лет говорят, что вопрос за контролем порта стратегический. Как стране набираться компетенций, если все за нее делают иностранцы, так еще и берут за работу больше, чем россияне? Звучали даже мнения, что в иностранных подрядчиках были заинтересованы американские спецслужбы, которые с их помощью мониторили ситуацию в Новороссийском порту и сопредельной акватории Черного моря.


Мысль выше может вызвать ухмылку, мол, где порт, а где интересы НАТО? Все гораздо ближе, чем кажется – это стало ясно, когда в 2019 году колониальные практики, кажется, достигли апогея. Когда конкурс на обслуживание морского терминала наконец выиграла российская «Транснефть-Сервис» (ТНС), западная сторона, понимая, что крыть нечем, пошла на экстренные меры. Иностранные специалисты саботировали заключения контракта, упирая на то, что ТНС собирается обслуживать еще и Керченский морской порт, а значит (о, ужас!) – сотрудничать с компаниями, находящимися под американскими санкциями. Конфликт даже привел к тому, что КТК осталась на время без совета директоров, а прикомандированные иностранцы, опасаясь депортации срочно покинули Россию.


То есть (извините за пафос, но в данном случае он оправдан) американцы пытались заставить российскую компанию действовать в России в фарватере, установленном Госдепом, да еще по такому чувствительному моменту как Крым. Если это не беспардонность и не вмешательство во внутренние дела, то что?








Уйти, чтобы вернуться


В конце концов в марте сего года обслуживание перешло к ТНС, и кураторы морского терминала не смогли возразить – у “Транснефти” огромный опыт управлением морской нефтяной инфраструктурой. Через порты Новороссийск, Козьмино, Приморск и Усть-Луга проходят более 150 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, а компания эффективно управляет собственным флотом, эксплуатационной и спасательной службами.


Однако просто так «Ламналко» уходить на собиралась. В последние месяцы работы компании на терминале у одной из линий ВПУ обнаружили повреждение – некритичное, но подачу нефти по правилам безопасности остановили. А дальше начались странности.


Устранять поломку (требовалось лишь заменить один из шлангов) «Ламналко» отказалась, сославшись на «плохую погоду и отсутствие технических возможностей». А затем подключилась желтая пресса – в статьях подчеркивалось, что проблему решить не может “Транснефть” и вообще в регионе катастрофа и “массовая гибель птиц”.


Это медийная кампания поразительным образом повторяла пассажи из пресс-релизов «Ламналко», в которых она, когда решение об ее отстранении еще не было принято, предрекала экологическую катастрофу сразу после своего ухода.


А теперь вспомним, что проблему с пережатыми компенсаторами – пока главными подозреваемыми в аварии – этот западный подрядчик предпочел в свое время так же не решать. Намеренно или нет – вопрос к следствию. Однако бросается в глаза медийная раскрутка этого инцидента, в том числе западными СМИ – “Настоящее время” (связанный с Конгрессом США телеканал, в России признанный «иностранным агентом») снял о разливе целый фильм. Интересно, почему канал из всех техногенных происшествий этого года выбрал именно его?





Главный подозреваемый в аварии – пережатые компенсаторы



Вполне возможно, что мы стали свидетелями одной и той же “подлянки”, которую «Ламналко» дважды подложила “Транснефти” и КТК. Сначала в виде мелкой пакости (отказ от ремонта), а затем в виде настоящего саботажа, который чуть не привел к экологической катастрофе. Цель одна – выставить текущего российского подрядчика в негативном свете и в идеале вернуть себе контракт.


Любопытно, что после изгнания из Новороссийска «Ламналко» вместо того, чтобы направить свои суда на один из многочисленных зарубежных терминалов, поставила их на прикол в районе Ростова-на-Дону и Анапы, а набранных российских специалистов любыми неправдами стараются оставить в своем штате, лишь бы не допустить их перехода на российское предприятие. Непохоже на прагматичный подход успешных капиталистов. Значит, чего-то ждут… Может быть, возвращения? При этом вызывает горькое чувство сожаления, что к этой всей грязной возне вокруг инцидента с разливом нефти с восторгом и улюлюканьем подключились нанятые оппонентами России российские же СМИ, и «ку-ка-ре-ку» эксперты.








Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.