» » Кто станет союзником России

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Май 2024 (12)
Апрель 2024 (167)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)


0

Кто станет союзником России

категория: Новости, Политика » Кто станет союзником Россиидата: 4-07-2015, 07:15

Кто станет союзником России
Кто станет союзником России

C началом армянского «Электромайдана» в ряде российских СМИ появились заявления, что Армения — это бремя. Мол, пора перестать «кормить капризных и скандальных» постсоветских соседей. Раз не хотят оставаться в союзе с Россией, пусть катятся на все четыре стороны.
Интересно, что года два тому назад подобные же высказывания уже приходилось слышать — в отношении Украины. Результатом такого подхода стала утрата 90% ее Юго-Востока. А если нынешняя политика в отношении ДНР и ЛНР продолжится, то потеря и их в конечном итоге не исключена. Но идя по такому пути можно вообще остаться без единого союзника на постсоветском пространстве.
А если кто-то считает, что все страны СНГ вместе взятые с успехом заменит Китай, то стоило бы напомнить — численность и объемы ВВП КНР несоизмеримы с российскими. Без постсоветского пространства Москве будет сложно сохранять статус равноценного партнера с Пекином. И в этом случае союз России и КНР не будет прочным и долгосрочным.
Конечно, это не значит, что необходимо впадать в другую крайность и вернуться к прежней политике, когда дружбу соседей пытались завоевать громадными скидками на газ и предоставлением безвозвратных кредитов. И не экспорт своей политической системы в другие страны (как это делают Соединенные Штаты Америки) обеспечит России надежных союзников.
Куда эффективнее создавать привлекательный образ своей страны, сформировав притягательную идеологию или демонстрируя долгосрочную стабильность и рост. Первый подход лежал в основе единства Советского Союза. Но у современной России (при наличии мощной пропаганды) привлекательной идеологии нет. Хотя если бы и была, то ее возможности приобретать новых союзников были бы ограничены. Рано или поздно любые идеологические максимы утрачивают свою заманчивость. И тогда (как во времена Брежнева) придется покупать союзнические отношения дешевыми углеводородами, финансовой помощью или завоевывать силой.
По этой причине куда более эффективным в современном мире является другой подход — создать привлекательность страны за счет внутренней стабильности государственного устройства и устойчивости экономического роста. По этому пути идет на протяжение последних 15 лет Россия. Результатом стало создание Евразийского экономического союза. Успехи могли бы быть намного более весомыми, а кризиса на Украине и протестов в Армении можно было бы избежать, если бы медвежью услугу росту Российской Федерации не оказывали присутствующие в обществе патерналистские настроения. Они приводят к тому, что сегодня от президента Владимира Путина ждут решения всех проблем — от победы в противостоянии с Западом до уборки улиц. Показателен недавний пример — когда возникла дискуссия относительно допустимости использования нецензурных выражений в кинематографе, известные на всю страну актеры, общественные деятели обратились к главе государства с просьбой лично заняться вопросами воспитания и культурного развития, введя в этой сфере принцип ручного управления.
Патернализм формирует слабое чувство ответственности и недостаток инициативы. Особенно это бросается в глаза на уровне российского управленческого аппарата. Порой складывается впечатление, что единственной функцией политиков и чиновников является уклонение от какой-либо ответственности. На собственном примере убедился в этом, когда в марте 2014 года подал исковое заявление в Высший Административный суд Украины с требованием отменить «указы» «и.о. президента» Александра Турчинова, которые вели к запрету СМИ Российской Федерации, создавали предпосылки для отчуждения их собственности на украинской территории. Казалось бы, российские политики и чиновники должны были быть заинтересованы в защите политических и имущественных интересов своей страны за рубежом. Но, увы, оказалось, что этот вопрос тогда обсуждать было просто не с кем. В результате сегодня уже не только на Украине, но и в Бельгии, Франции и Австрии арестовывают российскую собственность (в рамках иска бывших акционеров «ЮКОСа»). А для решения любого, даже самого мало-мальски простого вопроса защиты государственных интересов по-прежнему необходимо едва ли не личное распоряжение и контроль со стороны президента.
Это не может не бросаться в глаза стороннему наблюдателю и порождает у географических соседей России неуверенность в устойчивости ее политической системы, опасения, что эта система может быть нарушена после ухода Владимира Путина со своего поста. И приходится только удивляться, что до сих пор на это обстоятельство не обратили должного внимания.
Хотя рецепт решения проблемы найти несложно. Достаточно обратиться за примером к нашим геополитическим противникам — Соединенным Штатам Америки. Функции каждого должностного лица законодательно закреплены здесь настолько четко, что они просто не могут уйти от обязанности принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу в рамках своей компетенции.
Интересно, что и в России когда-то действовала подобная система. В начале XIX века Михаил Сперанский по распоряжению императора Николая I собрал ведущих правоведов и создал Свод законов Российской империи. В результате была обеспечена устойчивость государства, которая опиралась не только на всевластие монарха, но и на четко определенные правила функционирования общества.
Парадоксально, но сделано это было внепарламентским путем. Современная же Россия, даже обладая выборной законодательной ветвью власти, правовой системы (т.е. свода законов и норм, которые бы не противоречили друг другу) до сих пор не сформировала. Подобная ситуация создает риски не только стабильности политического, но и экономического развития России, но и снижает доверие к ее будущему.
Очевидно, создай и законодательно закрепи Российская Федерация четкие правила функционирования политической и экономической системы, личность того, кто управляет страной, уже не будет играть для устойчивости развития такого громадного значения как сегодня. Эффективность работы управленческого аппарата вырастет в разы. А у соседей не будут возникать опасения, что уход с поста президента Владимира Путина когда-то приведет к потрясениям, которые мое поколение уже пережило в конце 1980-х-начале 1990-х. И в этом случае количество добровольных и искренних союзников России лишь возрастет.






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

  • Игра о современной РуинеВведение Когда люди рассуждают о будущем, они рассуждают со своих позиций, подгоняя будущее под себя, под реализацию своих интересов, именно поэтому в армии ...
  • Зачем Армения и ЕАЭС нужны друг другуС нового года Армения стала полноправным членом евразийских интеграционных структур. В отличие от Молдавии и даже Украины, особого выбора у нее не было, ведь Россия - это страна, от которой в
  • США готовы договариваться?На саммите АТЭС в Пекине Сергей Лавров и Джон Керри провели переговоры по украинскому вопросу. И, не исключено, нашли точки соприкосновения.
  • Всевластный Путин избавляется от старых проблем ("Deutsche Welle", Герман ...Амнистия для Pussy Riot, помилование для Ходорковского - эти жесты президента России нельзя рассматривать как признак слабости. Напротив, Путин силен, как никогда, считает Инго Маннтойфель.
  • Проблема С-300 ("Zaman", Турция)Время от времени некоторые критически важные системы вооружения могут играть существенную роль в международной политике, создавать серьезные проблемы и даже менять стратегический баланс мира.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.