Регистрация
Популярное
- The Daily Telegraph: Украину не ждёт ничего хорошего
- Уволены командующие оперативными командованиями ВСУ «Юг» и «Запад», — Гончаренко
- Высшие должностные лица США и стран НАТО замешаны в финансировании терроризма, — Следком
- Минобороны подтвердило освобождение «Отважными» Новобахмутовки в боях под Авдеевкой (КАРТА)
- Россия отрезает от энергоснабжения крупные промышленные центры Украины — FT
Ваши политические взгляды
«Эстонский транзит больше не рентабелен»
«Эстонский транзит больше не рентабелен»
Фото: Reuters
В Эстонии обеспокоены состоянием транзитной отрасли. На проведенном в Рийгикогу совещании было констатировано, что цены в транзитной сфере не выдерживают конкуренции. Звучат предложения с целью исправления ситуации снизить тарифы и поменьше раздражать Россию. О действенности данных мер RuBaltic.Ru поговорил с президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктором экономических наук, профессором СПбГУ Николаем МЕЖЕВИЧЕМ.
— Николай Маратович, депутаты Рийгикогу обсуждали состояние транзитной отрасли и пришли к выводу, что практикуемая в Эстонии модель ценообразования неконкурентоспособна. На Ваш взгляд, с чем это связано?
— Проблему стоит разделить на две части: экономическую и политическую. Начнем с экономики: безусловно, стоимость рабочей силы в Эстонии выше, чем в России, — это факт. Ни одно правительство и ни один президент изменить эту ситуацию не может. При этом данный показатель является ключевым для оценки экономических аспектов транзита. И это только часть проблемы, ведь в ряде случаев транзит идет по более дорогим маршрутам в силу выгодной логистики и качественного сервиса. И самое главное, транзит идет туда, где есть благоприятный политический и бизнес-климат.
В Прибалтике в целом и в Эстонии в частности подобный благоприятный бизнес-климат был и кончился навсегда в 2007 году.
Любой эстонский эксперт прекрасно знает, что 10 лет назад российско-эстонские отношения прошли практически необратимую точку, которой стала фактическая ликвидация «Бронзового солдата» в Таллине. За ней последовал жесткий разгон протестующих, в основном русскоязычных, при котором погиб гражданин России Дмитрий Ганин, о чём эстонские правоохранительные органы молчат до сих пор. После этого транзит начал сокращаться, временами резко, временами не очень, но тенденция обозначилась очень четко.
Предвидя неизбежность трудностей, Россия успела подготовить «пути отступления», построив транспортную инфраструктуру на берегах Финского залива. И то процесс переброски грузов на российские порты мог затянуться на десятилетия, если бы двусторонние отношения с каждым годом не ухудшались. Надежды на то, что эстонские политики поднимутся над своими историко-культурными комплексами, не оправдались.
Сейчас, в 2017 году, есть основания предполагать, что этого уже не произойдет никогда. Торгово-экономические отношения будут стремиться к нулю, соответственно, транзит, приносящий 10–13% бюджетных доходов, тоже уйдет.
Транзита из азиатских стран тоже не будет, потому что он должен «приходить» по железной дороге через территорию России.
— Чтобы исправить положение, депутаты предложили понизить тарифы. Данная мера способна помочь транзиту?
— Эстонский транзит нерентабелен в любом случае. Единственный вариант — работать себе в убыток. Но, даже работая в убыток, вы обязаны исходить из того, что между соседями существуют нормальные торговые отношения. Между Россией и Эстонией их нет.
Когда Эстония непосредственно на линии государственной границы проводит военный парад с участием солдат и техники армии США, говорить о транзите бессмысленно. Не стоит себя обманывать. Экономические эксперты, такие как Тийт Вяхи и Райво Варе, ситуацию изменить не смогут, потому что они не имеют политического веса.
— Звучали также предложения поумерить риторику и воздержаться от посыла Москве особенно агрессивных сигналов. Это изменит ситуацию?
— Уже нет. Представьте, что хорошие врачи собираются оживлять покойника, который уже много лет лежит в морге. Доступнее не выразиться.
— Эстонский эксперт-транспортник Сулев Лоо недавно в интервью сказал, что в Латвии дела идут лучше, потому что она «воспользовалась» «Бронзовой ночью», чтобы перехватить на себя транзитные потоки. Получается, латыши оказались прозорливее?
— Продолжим аналогию с моргом. Помимо мертвеца, есть человек, который скончается скоро, и все врачи уже понимают, что, собственно, он почти тоже покойник. Но клятва Гиппократа обязывает его лечить. На фоне эстонского транзита ситуация в Латвии действительно выглядит лучше.
Однако латвийский транзит также обречен, потому что Латвия занимает такую же позицию в оборонной и внешней политике, как и Эстония. В Латвии тоже существует институт неграждан.
Поэтому эффективного диалога быть не может. Есть определенные нюансы: например, с Латвией, в отличие от Эстонии, подписан договор о границе, так что в Латвии пока дела идут чуть лучше.
— Вы упоминали, что ухудшение экономических отношений необратимо. Всё же, как Вам кажется, при каких условиях экономические связи стали бы расти?
— Рискну предположить, что Россию бы устроило восстановление прав всех людей, которые были лишены гражданства в начале 90 х. Могут ли Эстония и Латвия пойти на это? Исключено. Выбирая между смертью государственной системы и шагами навстречу русскоязычным, Таллин и Рига выберут смерть.
Автор: Александр Шамшиев
Смотрите также:
Теги:
Другие новости по теме:
- Вход свободный: Россия откроет безвизовый въезд русским из Латвии и ЭстонииВход свободный: Россия откроет безвизовый въезд русским из Латвии и Эстонии Родившимся после 6 февраля 1992 года негражданам Латвии и Эстонии разрешат въезжать в Россию без визы. Такие изменения
- Шефчович: Транзит газа через Украину идет очень хорошоЕврокомиссия считает, что транзит российского газа через Украину идет «очень хорошо», Об этом во время общения с журналистами 30 августа
- Почему ржавеют «морские ворота» ПрибалтикиПрибалты, что называется, приплыли. В портах Эстонии, Латвии и Литвы непривычное затишье — люди есть, техника в полной готовности, дело за малым — грузов не хватает. Ждут их и с ненавистного востока,
- Нафтогаз отказался от денег ГазпромаКомпания не принимает платежи за транзит газа.
- Транзит газа для Газпрома может подешеветь после 2014гСтавка на транзит российского газа в Европу через украинскую территорию может быть снижена после 2014 года, когда закончится предоплаченный “Газпромом” период, заявил министр энергетики и угольной
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярные теги
ГЭС, Россией, России, США, Сирии, Сирия, армия, будет, газ, два, должны, за, как, марс, на, на по ДНР что Народной, на по что ЛНР Народной, на что США по из, на что по для из, на что по как для, на что по как это, на что по нефти для, на что по это за, не, не что по для это, не что по как это, не что по это как, нефтегаз, нефть, по, против, также, того, том, тэк, уже, что, что не том, что не это по как, этого
Показать все теги
Показать все теги