» » Как потратить 16 триллионов на инновации

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (145)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Как потратить 16 триллионов на инновации

категория: Новости, Политика » Как потратить 16 триллионов на инновациидата: 5-09-2011, 06:46

Как потратить 16 триллионов на инновации Как потратить 16 триллионов на инновацииРассуждения президента Медведева о необходимости поддержки инноваций спустя три с лишним года материализовались. По крайней мере, на бумаге. На этой неделе правительство будет обсуждать соответствующую программу и, скорее всего, одобрит — несмотря на вроде бы пугающий объем расходов, Кремль и Белый дом она мало к чему обязывает.

МАКСИМ КВАША

15,7 трлн руб.— именно столько из федерального бюджета, согласно проекту Минэкономики, потребуется на то, чтобы к 2020 году перевести Россию "на инновационный путь развития". На первый взгляд цифра фантастическая — в полтора раза больше всех расходов бюджета-2011, примерно 30% нынешнего ВВП. Неудивительно, что она была встречена дружным сарказмом: на поверхности лежали сравнения с, мягко говоря, сомнительными планами потратить 20 трлн на перевооружение армии и 4 трлн — на Северный Кавказ.

Впрочем, если обратить внимание на то, что это расходы на 10 лет, 16 трлн перестают казаться фантастикой. Минэкономики пишет в документе, что инновационные расходы должны составить не меньше 11% общих расходов федерального бюджета. То есть около 2% ВВП в год. Ровно столько в среднем составляют расходы на R&D (research and development, близко к русскому понятию НИОКР) в странах Европы. В США — больше (2,7%), в Японии — еще больше, 3,4% ВВП. Кстати, у признанных европейских лидеров по части инноваций — Швеции и Финляндии — они еще больше, 3,7% ВВП.

Между прочим, в ЕС делами в сфере инноваций тоже озабочены. Там считают, что денег вкладывают мало, а эффективность их использования оставляет желать лучшего. Например, в опубликованном в феврале этого года подробном докладе исследовательского центра PRO INNO констатируется, что отставание ЕС от США и Японии в сфере R&D сохраняется, превосходство перед Китаем сокращается, хотя перед Россией продолжает расти.

На первый взгляд правительственные планы как раз и должны побороть эту малоприятную тенденцию. Собственно, именно этому посвящены и "20 ключевых шагов" — нечто вроде executive summary документа Минэкономики, и все 38 тыс. слов проекта новой правительственной "Стратегии".

Однако, хотя "Стратегия" предусматривает "перелом сложившейся в последние годы "инерционной" траектории инновационных расходов", из нее вовсе не ясно, насколько (не говоря уже о том, за счет чего) вырастут расходы на мозги нации по сравнению с уже имеющимися планами. Стоит, пожалуй, обратить внимание на то, что в качестве одной из целей поставлена задача довести среднюю зарплату в образовании до средней по экономике (сейчас она по официальной статистике составляет 67%). Но не завтра, а лишь к 2020 году.

Впрочем, статистика, в особенности бюджетная, лукавая штука. Согласно официальным "Основным направлениям бюджетной политики", опубликованным на сайте Минфина еще в начале июля, расходы бюджета на инновацию и модернизацию уже сейчас оцениваются в 1,8 трлн руб. в год. То есть больше, чем решилось просить Минэкономики, а с учетом будущей инфляции — так и значительно больше.

Надо, правда, понимать, что и эта цифра, и 16 трлн из программы — это не расходы на НИОКР, в них "зашито" множество других вещей вроде, например, введения русского аналога GRE — сходного с ЕГЭ экзамена для студентов вузов. А аббревиатура НИОКР, в свою очередь, тоже не тождественна тому, что на Западе принято называть R&D.

Бюджетные расходы на НИОКР, кстати, согласно планам Минэкономики, вырастут не сильно: с нынешних 0,9% ВВП до 1,3% ВВП. Общий рост до 3% ВВП должен обеспечить частный бизнес. Но опять лишь к 2020 году, причем особенно резким, можно сказать, революционно быстрым — с 2,1% до 3% — этот рост должен быть в 2017-2020 годах. Вероятно, в правительстве либо рассчитывают на то, что к тому моменту наконец удастся что-то сделать с нашим деловым климатом, либо просто пользуются любимым трюком бюрократов — обещать всеобщее счастье "на потом", когда главный начальник уже выйдет на пенсию, а неудачу можно будет списать на какие-нибудь еще неведомые обстоятельства вроде очередного финансового кризиса.






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

  • Проблему госдолга в США придется решатьЭкономике США не избежать рецессии в следующем году, если республиканцы и демократы не предпримут каких-либо активных мер по предотвращению бюджетного кризиса, к такому выводу пришли эксперты
  • Оптимистичный пессимизмПроект федерального бюджета на 2012–2014 годы, переданный на рассмотрение в Государственную думу, похоже, опять повторяет ошибки трехлетней давности, когда только накатывала первая волна мирового
  • Горкапитализм Правительство может скорректировать план инвестиций в Кавказ, ...До конца октября 2011 года правительство планирует поставить финальную точку в вопросе финансирования Северного Кавказа, а точнее, определить стоимость разработанной для округа госпрограммы —
  • «Позиция правительства — жить по средствам»Дефицит бюджета к 2014 году должен сократиться вдвое, до 0,7% ВВП, заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства, рассматривавшего трехлетний бюджет, и призвал «необдуманно не
  • Правительство объявляет тарифные каникулыБюджет на 2012-2014 годы будет окончательно утвержден в правительстве и направлен в Госдуму 20 сентября — вчера комиссия Белого дома по бюджетным проектировкам утвердила последние значимые решения по
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.