» » Дизель, объем 40 литров: какой полярный танк выбрать для покорения Арктики?

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (145)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Дизель, объем 40 литров: какой полярный танк выбрать для покорения Арктики?

категория: Новости, Политика » Дизель, объем 40 литров: какой полярный танк выбрать для покорения Арктики?дата: 31-03-2016, 05:15

Дизель, объем 40 литров: какой полярный танк выбрать для покорения Арктики?
Дизель, объем 40 литров: какой полярный танк выбрать для покорения Арктики?

30.03.2016, ТРК «Звезда».


Техника, которую создают для передвижения в самых холодных регионах мира — не просто набор механизмов, бензобак и пара дверей. Построить машины для использования в арктических широтах — значит, переписать не один десяток правил автомобилестроения и совершить небольшую техническую революцию. Однако многотонные вездеходы для арктического туризма — одно, а полярные танки, способные работать в экстремальных условиях и выполнять поставленные задачи — совершенно другое.


Первый опыт


Для освоения северных широт с самого начала потребовалось решить сложнейшую задачу — спроектировать, построить и испытать надежную многоцелевую машину. Первые экспедиции к полюсам давались советским инженерам и ученым с большим трудом — вплоть до конца 50-х годов наблюдались серьезные проблемы не только с физическим состоянием полярников, но и с надежностью техники.


Сказывались отсутствие серьезного опыта и недостаточное количество специального арктического транспорта. Однако спустя несколько лет не слишком успешных испытаний собственных возможностей появились первые советские вездеходы для эксплуатации в суровых полярных условиях. «Изделие-401» или АТ-Т были реализованы удачнее прочих — выпускались они на одной линии с танками, и в виду военного происхождения ряд характеристик позволял использовать технику именно в освоении снежной целины.


Именно на таких тягачах, переоборудованных для использования в условиях низких температур, полярники совершили длительный и непростой марш-бросок почти в тысячу километров, финальной точкой которого стало место, позже получившее известность как полярная станция «Восток-1». Необходимо отметить, что полярные вездеходы, равно как и военная техника, послужившая донором для уникальных машин, по итогам каждого полярного похода серьезно модернизировались.


Так, например, сначала появился специальный дизельный двигатель с наддувом, расширенные до 75 см гусеницы (с возможностью расширения до одного метра), удлиненная на два катка ходовая часть и многое другое.


«Хорошим решением стал двигатель мощностью почти в тысячу лошадиных сил. С виду ничего особенного, но работать такой дизель мог на высотах более двух с половиной тысяч метров без каких-либо проблем», — поясняет выпускник МАДИ, кандидат технических наук и руководитель отдела испытаний спецтранспорта Виктор Колесников.


Сейчас в век специальных систем, топлива и всевозможных подогревателей полярные экспедиции превратились почти что в популярное направление для туризма. Тогда же — в конце 50-х годов, полярникам приходилось испытывать колоссальные трудности — например, передвигаться на вездеходе в мороз минус семьдесят градусов.


Повышенные проходимцы


К вопросу о том, как в случае необходимости перебросить в северные широты большое количество военной вооружения и личного состава отечественные военные инженеры подошли с умом. Двухзвенный вездеход «Витязь» ДТ-30 как раз относится к такому типу машин, над созданием которой пришлось потрудиться и с самого начала продумать, где такую технику планируется применять.


Специалисты отмечают, что вездеход, способный передвигаться по снегу, грязи, воде, болотам и вообще везде, где термин «дорога» нельзя применять в принципе — в полной мере реализован только отечественными инженерами. Для того чтобы обеспечить спецтранспорту высокую подвижность в любых условиях и хорошую тягу, решено было использовать в качестве силовой установки огромный дизельный двигатель В-46-5 с рабочим объемом почти в 40 литров.


За способность передвигаться по любому, даже самому сложному рельефу местности отвечает уникальная система по складыванию звеньев в продольной и вертикальной плоскостях. Гидравлические цилиндры, расположенные между звеньями, могут работать в нескольких режимах — осуществлять поворот машины, обеспечивать плавность хода, работая в качестве своеобразной пневмоподвески, и самое интересное — осуществлять блокировку звеньев для преодоления преград высотой до полутора метров.


Последнее упражнение выглядит особенно эффектно — звеньевой вездеход изгибается и, словно змея, переползает через ледник, ров или расщелину, а затем, поддав оборотов, срывается с места. Важно отметить, что помимо уникальной проходимости, вездеход может перевозить внушительное количество грузов — максимальный вес груза для версии ДТ-10 составляет 10 тонн, а для версии ДТ-30 уже 30 тонн (а в отдельных случаях и до 40 тонн полезной нагрузки). Однако и это еще не все.


Считается, что «Витязь» при необходимости можно было оснастить и специальным вооружением, включая… танковую пушку.


«О такой возможности говорил и сам автор идеи этого вездехода — Алексей Степанов. Он прямо заявлял о том, что двухзвеньевая машина может иметь совершенно страшную компоновку — передняя часть может иметь танковую башню, по функционалу ничем не уступающую классической бронетехнике, а на задней части вполне может разместить ракетно-пушечное вооружение для борьбы с авиацией противника — с вертолетами и самолетами», — поясняет выпускник МАДИ, кандидат технических наук и руководитель отдела испытаний спецтранспорта Виктор Колесников.


Однако возможность оснащения машины вооружением не единственное, для чего проектировался «Витязь». Одной из задач, для которых разрабатывался уникальный вездеход — перемещение военных грузов, в том числе и стратегических, по территории Советского Союза.


Историки отмечают, что американская разведка, прознав о том, что в СССР проходит испытания новая машина, способная перебросить технику и солдат через непроходимые направления, не поверила добытым данным — слишком уж невероятным казались тысячи километров по болотам, топям, непроходимым чащам и лесам, которые преодолели советские гусеничные вездеходы.


Отметить так же стоит и тот факт, что техники, подобной отечественной в мире, до сих пор единицы. Наследники школы покорения северных и южных полюсов несут службу в армии и сейчас, причем модельный ряд таких машин существенно расширился: снегоболотоходы ДТ-30П1, регулярно отправляющиеся туда, куда не ступала нога человека, соседствуют с более легкими «собратьями», такими как ТМ140А «Арктика», поставленные для испытаний Минобороны России, и компактными вездеходами повышенной проходимости — ТТМ-4902, закупленных для Сухопутных войск.


Колеса к бою!


Вездеходы, использующие для движения классическую колесную схему, да и внешне больше напоминающие большие «накачанные» грузовики — так же применяются для освоения бескрайних просторов севера. Машин с повышенной проходимостью в России много — взять к примеру, уникальный многотонный внедорожник «Сивер», один внешний вид которого внушает если не ужас, то ощущение беспомощности и ужаса, как минимум. Обеспечением арктической группировки войск подобным транспортом в Минобороны России озаботились давно — необходимость иметь мобильные средства патрулирования зоны ответственности зачастую требует от техники не только грузоподъемности и проходимости, но и скорости.


Из общего ряда колесных автомобилей, предназначенных для использования в условиях Арктики, особенно выделяется одна из новинок российского производства — колесный вездеход «Бурлак», видео с испытаниями которого недавно появилось в Сети. Забегая вперед, следует отметить, что «Бурлак» хоть и похож на своих «асфальтных» собратьев, доставляющих многотонные грузы, но предназначен совершенно для других задач.


Уникальный колесный вездеход высотой более трех метров с первого взгляда легко можно перепутать с армейским тягачом. О платформе, на которой будет построен арктический танк длиной под семь метров и массой около четырех тонн конструкторы позаботились заранее — за основу шестиколесной амфибии разработчики взяли концепцию советского бронетранспортера БТР-60, существенно переработав при этом конструкцию. Отличительной чертой вездехода является так называемая «бескапотная» схема, благодаря которой до всех важных узлов и агрегатов полярники смогут добраться, не покидая салона. Специалисты отмечают, что подобная схема в суровых северных условиях вполне может облегчить жизнь механикам, а возможно, и спасти ее, учитывая среднюю температуру в северных широтах.


Эксперты отмечают, что грядущий автопробег, запланированный авторами идеи длительный переход, станет для «Бурлака» и его создателей настоящим испытанием, по итогу которых станет понятен весь потенциал шестиколесного «грузовика». Однако об арктических наклонностях вездехода «специального назначения» можно судить уже сейчас — такая машина вполне подойдет для исследовательских, патрульных, инженерных, разведывательных и многих других мероприятий, необходимых военным в условиях арктики.


К тому же не страшно будет провалиться под лед — корпус «Бурлака» герметичен, а гребной винт позволяет превратить вездеход в небольшой катер для арктической бригады. Следует заметить также, что потребность в легком транспорте для арктических бригад, по оценкам специалистов, будет только возрастать, а потому вполне вероятно, что появление подобных машин, оснащенных вооружением и снабженных легкой броней, средствами радиоэлектронной борьбы и другого военного оборудования — лишь вопрос времени. Российские инженеры в случае с вездеходом «Бурлак» демонстрируют, что разработкой машин специального назначения можно заниматься, не только раздавая задания профильным конструкторским бюро, но и поощряя разработки небольших инициативных групп, щедрых на изобретения «двойного назначения».


Автор: Дмитрий Юров


mybioplanet.ru






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.