» » Пламенный привет Трампу: Казанский авиазавод выкатывает «маленький Ту-160»

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Декабрь 2018 (241)
Ноябрь 2018 (404)
Октябрь 2018 (434)
Сентябрь 2018 (484)
Август 2018 (578)
Июль 2018 (556)


0

Пламенный привет Трампу: Казанский авиазавод выкатывает «маленький Ту-160»

категория: Новости, Политика » Пламенный привет Трампу: Казанский авиазавод выкатывает «маленький Ту-160»дата: 4-08-2018, 20:15

Пламенный привет Трампу: Казанский авиазавод выкатывает «маленький Ту-160»
Пламенный привет Трампу: Казанский авиазавод выкатывает «маленький Ту-160»

Из цеха окончательной сборки Казанского авиазавода в ближайшие дни выкатят модернизированный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 — вариант, который сегодня принято называть Ту-22М3М. Когда-то его появлению помешали развал СССР, отсутствие финансирования, интриги внутри туполевской фирмы и давление американцев.


Источники утверждают, что по оснащению это будет абсолютно новая машина. А эксперты полагают, что на нее могут установить двигатели, чудом спасенные с предмайданной Украины.


СПУСТЯ 30 ЛЕТ


Казанский авиазавод им. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) готовится выкатить из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию модернизированный Ту-22М3. Об этом пишет корпоративная газета авиастроителей «Вперед». Таким образом, КАЗ демонстрирует завидное следование графику. Напомним, в мае пресс-служба предприятия сообщила, что на первом опытном образце Ту-22М3М завершаются сборочные работы и подготовка к первому вылету, запланированному на третий квартал 2018 года. А из официальной выкатки (планируется на август) Ту-22М3М, по нашим данным, устроят праздник наподобие недавнего шоу с собранным из советских заделов Ту-160, который символизирует возрождение на КАЗе серийного производства этих ракетоносцев.


А гордиться есть чем. М3М — радикальная модернизация знаменитого Ту-22М3, которых в Казани выпустили 268 штук. Сообщалось, что это будет, по сути, не модернизированный, а совершенно другой самолет: с новейшей авионикой, двигателями и вооружением. «В рамках глубокой модернизации было разработано новое современное цифровое радионавигационное, связное, радиотехническое, общесамолетное оборудование, система управления оружием, новый информационно-управляющий комплекс, — рассказывали на КАЗе. — Значительная часть нового бортового радиоэлектронного оборудования унифицирована с Ту-160М. Модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков».


Нынешняя выкатка важное событие еще и потому, что его ждали, по сути, почти 30 лет. Проект Ту-22М, стартовав в 1965 году и пройдя через этапы Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2, на версию Ту-22М3 вышел 20 июня 1977 года – тогда состоялся первый полет «тройки». В 1978-м ее запустили в серию. После должны были появиться модификации Ту-22М4 и Ту-22М5. У туполевского КБ и его казанского филиала были очень серьезные наработки. Они начали реализовываться в середине 80-х — программа называлась «Адаптация». Самолет должен был получить новые авионику, прицельный комплекс, двигатели (НК-32 — такие же, как на Ту-160). Но делу помешала перестройка. А производство Ту-22М3 прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, по убедительной просьбе американцев. Крайнюю новую машину после долгих мытарств из цеха окончательной сборки выкатили в 1997-м. Считается, что сегодня на крыле 62 Ту-22М3. Все они теоретически подлежат модернизации.


«МАЛЕНЬКИЙ ТУ-160»


Предположительно, на КАЗе осталось пять планеров Ту-22М3: три обычных строевых машины (одну из них и поставили на постамент возле заводоуправления), один разведчик Ту-22МР (интересно, что, по известным данным, официально имеет индекс Ту-22М9), а также корпус, который на заводе называли «маленький Ту-160».


«Маленький Ту-160 как раз предназначался под развитие „тройки“, — рассказывает источник в авиапроме. – По оборудованию машина должна была напоминать Ту-160, в частности, на ней хотели установить двигатели НК-32. Но финансирования не было. И братья-америкосы давили. Сказались и закулисные дрязги. Дело в том, что Андрей Николаевич Туполев в 1973 году поставил во главе фирмы сына Алексея. Между тем, талантами тот, откровенно говоря, не блистал. Назначение вызвало ропот на фирме – там считали, что главой должен быть Сергей Михайлович Егер – профессионал высочайшего класса, умница, из которого идеи так и сыпались. Это нездоровое противостояние в коллективе так и продолжалось до развала Советского Союза. Когда главному конструктору Ту-22М3 Дмитрию Маркову, когда он приезжал в Казань (и неизменно провожал свои машины в полет, стоя у точки отрыва), говорили (в том числе, директор Виталий Егорович Копылов): „Дмитрий Сергеевич, чего мы топчемся на месте? Давайте поставим на „тройку“ НК-32». Он отвечал: «Отношений с Туполевым у меня никаких нет, и влиять на него я не могу». Туполев же эти двигатели зарезервировал под Ту-160… А идея была очень хорошая. Кроме двигателей, на самолете должна была быть новая авионика, благодаря которой экипаж сокращался с четырех до двух человек. Даже летающую лабораторию сделали (известна как Ту-22М4 — авт.) – ее показали на МАКСе-92. Но финансирования не было, и программу срезали. В «добрые» времена «маленький Ту-160» хотели распилить, но военные дали команду не трогать». Тем не менее, насколько можно понять, для создания первого опытного Ту-22М3М использовали не советские заделы, а строевой самолет, но сути это не меняет.


О былых задумках вспомнили только в первом десятилетии XXI века. В начале 2012 года появилась информация о том, что до 2020-го планируется модернизировать 30 Ту-22М3. Источники СМИ в оборонке рисовали фантастическую картину перспектив переобучающихся на Ту-22М3М летчиков: им надо будет освоить новые системы управления оружием, навигации, контроля обстановки вокруг самолета; вся информация будет выводиться на электронные дисплеи, летчику останется просто выбрать режим, цель и произвести пуск, как в компьютерных играх».


Глубокая модернизация стартовала, предположительно, в апреле 2016-го. Интересно, что на ход работы повлияла война в Сирии. Напомним, 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160) нанесли свой первый удар по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — авт.), а потом эта работа стала для них обычной. Не зря эксперты американского журнала National Interest назвали самолет «убийцей ИГИЛ» (запрещенная в России террористическая организация). Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее, были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации.


КАКОЙ СТАНЕТ «РУССКАЯ ТРОЙКА»


Что же представляет из себя выкатываемая машина?


Первый вопрос – по двигателям, ведь в СМИ появлялись сообщения о том, что ПАО «Кузнецов» отгрузил военным два НК-32, серийное производство которых сегодня возрождают в модернизированном варианте. «Новых двигателей на машине точно не будет — они еще не выпускаются серийно, — заверил главный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Андрей Фролов. — Будут те, что эксплуатировались на самолетах российских ВКС или „украинские“. Когда там утилизировали свои Ту-22М3, двигатели сняли, и мы в 2013 году, до майдана, успели „вытащить“ оттуда 25 НК-25. Думаю, они почти новые – вряд ли после 1991 года на Украине их активно эксплуатировали. Остаточный ресурс должен быть очень большим».


Вопрос второй – бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). «Думаю, на нем и будет сделан главный акцент на этой машине, — отметил главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. – Но БРЭО пока установят не новое, а модернизированное». «Наверное, в кабине появятся какие-то многофункциональные дисплеи, — дополняет Фролов. — Если мониторы ставят на Су-25СМ3, то, наверное, нет проблем что-то заменить на них и на Ту-22М3. Прицельная система, скорее всего, „Гефест“, возможно, доработанный вариант». Но, как уверяет источник, «внутри это будет абсолютно новая машина».


Также, как рассказал Мураховский, на М3М предусмотрена аппаратура, интегрирующая его в новую автоматизированную систему управления авиацией: «Для сухопутки есть автоматизированная система управления войсками „Акация-М“, а это аналогичная система для ВКС. Она позволяет планировать полетное задание, отслеживать в интерактивном режиме положение самолета, перенацеливать его в воздухе на другие объекты, подготавливать и вводить данные в авиационные средства поражения в автоматизированном режиме».


Третий вопрос – вооружение. На днях Минобороны распространило эффектный ролик испытаний гиперзвуковой системы «Кинжал» — одного из видов «супероружия», которое презентовал Путин в своем президентском послании. Рядом с истребителем МиГ-31, оснащенным «Кинжалом», летел Ту-22М3 — тоже с ракетой под крылом. Это дало ряду СМИ повод говорить о том, что «Кинжал» испытали и с «тройкой», тем более, ранее в прессе появлялись сообщения о том, что эту ракету в будущем «навесят» на этот ракетоносец. Но на кадрах опознается вовсе не «Кинжал», а другая новейшая ракета Х-32. Впрочем, как новейшая? Она создавалась на замену стандартного вооружения Ту-22М3 – ракеты Х-22 – еще в конце 90-х и тогда же была испытана. До дела, получается, как и в случае с Ту-22-М3М, дошло только сегодня. Сообщалось, что Ту-22М3 может нести до шести таких ракет.


«Из авиационных средств поражения на Ту-22М3м возможен „Кинжал“, но все-таки, в первую очередь, это Х-32», — говорит Мураховский. Но на выкатке мы никаких ракет, естественно, не увидим. И, как полагает Фролов, пока М3М точно будет испытываться только как самолет, а не как комплекс вооружения.


ОБМАНЧИВАЯ ВНЕШНОСТЬ


Вопрос четвертый. Будет ли на этой машине аппаратура для дозаправки в воздухе, которую на него решено вернуть?


Напомним, суть вопроса. В начале-середине 70-х, информация о появлении в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика крайне обеспокоила НАТО, аналитики которого приписали самолету качества межконтинентального носителя. В итоге Ту-22М2 стал камнем преткновения в переговорах по сокращению стратегических вооружений (ОСВ-2). На переговорах решили, что СССР ограничит максимальную дальность полета Ту-22М, лишив его межконтинентальных характеристик, — демонтирует оборудование дозаправки в воздухе. Также американцы добились ограничения выпуска Ту-22М — не более 30 машин в год. Кроме того, Советский Союз обязывался не размещать эти самолеты на постоянной основе в арктических областях — в опасной близости к США. В 1979 года со строевых машин начали снимать штанги дозаправки, а на новых самолетах они уже не устанавливались. Как полагает Фролов, штангу для дозаправки в воздухе на выкатываемой машине мы увидим — и это будет однозначный сигнал Западу, что шутки плохи. Зато на новой машине не будет привычной для всех Ту-22М кормовой пушечной установки, на сегодня окончательно ставшей анахронизмом.


И, наконец, пятый вопрос: как будет называться самолет? Ведь индекс Ту-22М3М – неофициальный, скорее, вброшенный военными для употребления в СМИ. Хотя, напомним, в приведенном в начале статьи ответе КАЗа употребляется именно он. В авиастроительных кругах ходят разговоры о том, что ракетоносец нарекут Ту-22М7. Почему – никто объяснить не может. «В последнее время у нас очень любят давать индексы просто для того, чтобы красиво звучало, — иронизирует Фролов. – В итоге, например, до сих пор спорят – есть МиГ-35 или нет».


Словом, внешне «тройка» почти не изменится. Но этого мы от нее особо и не ожидаем – главное, чтобы «начинка» не подвела. Ну, и, конечно, это огромная работа для КАЗа. И, в целом, — событие для авиастроительной отрасли. «Вполне себе нерядовое событие, — говорит Мураховский. — Начинается программа модернизации парка под современные требования. Когда Алексей Криворучко (новый замминистра обороны, отвечающий за вооружение; был в Казани 12 июля – авт.) приезжал в Казани, ему как раз по Ту-22М3М докладывали».


«Нынешнюю премьеру можно назвать хорошим событием, — уверен Фролов. — Не так часто у нас модернизированные машины выкатывают, а уж тем более такие большие. Другое дело, на сколько все это растянется. Все эти разговоры про тридцать Ту-22М3М, которые предусматриваются госпрограммой вооружений, идут уже давно. Думаю, эта история до конца 20-х годов, ведь даже ремонт Ту-22М3 массовым не назовешь – две-три машины в год. А у такой серьезной работы по глубокой модернизации темпы явно будут не очень большие». Добавим, что за капитальный ремонт Ту-22М3 завод взялся относительно недавно – в 2013 году. Программа предусматривала, что предприятие будет сдавать военным ежегодно по 4 машины. Тогда эксперты оценили такую скорость как «очень крутую», поскольку незадолго до этого речь шла о самой способности КАЗа поддерживать летную годность ракетоносцев. И опасения экспертов подтвердились – Минобороны постоянно критиковало туполевцев за срыв сроков ремонта машин.


Добавим, что если планы военных на 30 машин сохраняются, то это огромные деньги. Для сравнения, в январе был подписан контракт «на изготовление и поставку модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М». По нему, КАЗ должен изготовить 10 бомбардировщиков, стоимость контракта – 160 млрд. рублей, то есть по 16 млрд. на самолет. Новая «тройка» вряд ли будет стоить намного дешевле (вероятно, не менее 10 млрд.), ведь со всеми новшествами это действительно будет «маленький Ту-160».




Смотрите также: 


Теги: на что как по будет

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.