» » Чёрное золото требует контроля

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Октябрь 2021 (222)
Сентябрь 2021 (267)
Август 2021 (271)
Июль 2021 (119)
Июнь 2021 (50)
Май 2021 (48)


0

Чёрное золото требует контроля

категория: Новости, Энергетика » Чёрное золото требует контролядата: 15-08-2021, 19:30

Чёрное золото требует контроля

Чёрное золото требует контроля
В июне 2021 года в трубопроводную систему «Дружба» вновь попали хлорорганические соединения (ХОС). Но этого и подобных инцидентов можно было избежать. О проблеме и путях ее решения сообщает издание «Нефть и капитал».


Инцидент с загрязнением трубопровода заставляет снова поднять вопрос о введении дополнительного операционного контроля качества нефти, поступающей от производителей в систему «Транснефти». Всесторонний анализ проблемы и предлагаемые решения представлены в докладе Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).


В основе исследования «Мониторинг качества сырой нефти, поступающей для транспортировки по системе магистральных трубопроводов» — аксиома: раз транспортные компании несут ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем за качество и сроки доставки, то они должны иметь возможность контролировать соблюдение технологических регламентов, условий доступа и спецификаций нефти, подаваемой в трубопроводную систему. С учетом уникально больших объемов транспортировки и монопольного положения «Транснефти», необходимость повышения эффективности контроля особенно важна для России. Ведь каждый случай несоответствия качества любой поставки крайне негативно отражается на репутации транспортной компании и страны в целом. Не говоря о прямых финансовых потерях.






Совершенствование операционного контроля — главный путь преодоления указанных издержек.






Применительно к «Транснефти» основной целью операционного контроля является обеспечение надежности и прозрачности процедуры подготовки и сдачи нефти от грузоотправителей на приемо-сдаточные пункты (ПСП), недопущение приема некондиционной нефти в систему «Транснефти», организация поэтапного контроля качества нефти на всех стадиях ее приема/сдачи для своевременного принятия решений при возможном ухудшении качества сырья.






Впервые о необходимости введения дополнительной линии контроля на пути некачественной нефти к трубе заговорили в 2019 году, когда «зараженными» хлорорганическими соединениями (ХОС) оказались около 6 млн т сырья. Выплату компенсаций пришлось взять на себя ПАО «Транснефть». Опираясь на этот факт, компания выступила с инициативой о передаче ей операционного контроля качества нефти на ряде пунктов приема — раз уж компания отвечает своими деньгами за поставки некондиционного сырья, у нее должна быть возможность предотвращать такие поставки. Фактически речь шла о том, что «Транснефть» хочет взять на себя контроль за формированием потоков нефти для исключения повторения подобных инцидентов в будущем.






После 2019 года компания уже ужесточила контроль на тех участках, где это было возможно. Например, проверка содержания ХОС, ранее проводившаяся раз в 10 дней, была переведена в ежедневный режим. Именно это, судя по всему, позволило в июне этого года оперативно отследить попадание в трубопровод некондиционного сырья и оперативно локализовать его.






В то же время допуск специалистов «Транснефти» на ПСП сторонних грузоотправителей в настоящий момент ограничен. Многие такие пункты имеют систему сливных эстакад с системой емкостей, предназначенных для приема нефти с промысловых трубопроводов, с автомобильного и иных видов транспорта. «Последнее позволяет недобросовестным грузоотправителям отправлять не только товарную нефть, но и тяжелые остатки ее переработки, а также иные химические продукты и реагенты. Деятельность таких ПСП непрозрачна и создает почву для проведения техопераций криминального характера», — уверены в компании.






При этом, как подсчитали привлеченные в 2019 году «Транснефтью» и Минэнерго эксперты, для загрязнения миллионов тонн нефти было достаточно всего 200-300 т хлорсодержащего вещества. Такое количество даже сейчас может легко попасть в систему в межконтрольный период и, таким образом, миновать действующие предохранительные линии.






Одной из важнейших технологических операций в нефтедобыче является подготовка товарной нефти. Поступающая из недр продукция состоит из множества компонентов: помимо полезного продукта в ней содержится вода, применяемая для поддержания пластового давления, минеральные загрязнители, растворенные в воде и углеводородах примеси (соли, газы и т. п.). Таким образом, перед отправкой конечному потребителю нефть проходит целый ряд этапов очистки (сепарация, дегазация, обессоливание и проч.).






Другие включения, такие как хлорорганика, могут добавляться в сырую нефть намеренно, для повышения нефтеотдачи пласта, а хлорсодержащие сольвенты могут использоваться в процессе эксплуатации скважин для борьбы с отложениями парафина в скважине. Кроме того, хлорорганические соединения могут использоваться трубопроводными компаниями для растворения накапливающихся в трубах наслоений и тяжелого осадка на дне резервуаров для хранения нефти и очистки оборудования. В результате небольшие количества хлоридов могут смешиваться с нефтью.






Поскольку на разных этапах подготовки нефти существует вероятность попадания в товарную нефть нежелательных примесей, система мониторинга качества принимаемого сырья нуждается в модернизации. В 2019 году «Транснефть» предложила ряд шагов в этом направлении. Контроль ведения учетных операций и определения качества нефти по системам измерения количества и качества нефти (СИКН) путем проведения внеплановых проверок и отбора проб нефти предлагалось вести по нескольким направлениям:









Контроль показателей качества нефти на соответствие ГОСТу каждого из грузоотправителей (ГО), не имеющих собственных ПСП и сдающих нефть через сторонние ПСП;




Внедрение обязательного контроля качества подготовленной нефти в товарных резервуарах ГО, включая право представителей «Транснефти» на проведение выборочного (периодического) контроля показателей качества подготовленной нефти;




Наличие у потребителя аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории нефти и проведение испытаний в присутствии квалифицированного представителя «Транснефти»;




Контроль соблюдения схемы работы подводящих нефтепроводов от объектов подготовки нефти до СИКН, резервуаров с подготовленной нефтью, принадлежащих потребителю;




Организация электронного доступа и видеонаблюдения на объектах ПСП.







Соответствующие предложения с проектом регламента взаимоотношений были разосланы для согласования нефтяным компаниям.






По состоянию на июль 2021 года заметного прогресса достичь не удалось, многие производители сырья полностью или частично отказываются признавать необходимость каких-либо изменений. Так, по имеющимся данным, о своем положительном отношении к предлагаемым изменениям сообщили только ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Татнефть». Причем первая в своем ответе подтвердила «необходимость разработки и введения типовой формы Регламента взаимоотношений сторон, учитывающего единые, системные требования и положения, направленные на обеспечение безопасного режима работы объектов, достоверного ведения учетных операций и обеспечения контроля качества нефти при приеме в систему магистральных нефтепроводов». Вторая практически полностью согласилась с внедрением операционного контроля на своих ПСП.






Категоричнее всех против идеи высказалось ПАО «Роснефть». В своих ответах компания дала понять, что любое согласование Регламента взаимоотношений сторон (РВ) в настоящий момент считает преждевременным. В качестве главных аргументов «против» компания упоминает:









Нормативную неопределенность самого понятия «операционный контроль»;




Необходимость исключения нормативных документов «Транснефти» из РВ;




Предложение ограничить зону действия контроля исключительно ПСП, а область – только на параметры подготовки нефти.




Предлагаемые «Транснефтью» меры сопряжены с дополнительными расходами и могут привести к росту тарифов на транспортировку.







Тем временем, оценка затрат на внедрение технических мероприятий, таких как системы контроля и управления доступом (СКУД) и системы видеофиксации на одном объекте ПСП, по расчетам ПАО «Транснефть», составляет около 3-5 млн рублей, что является незначительной суммой в рамках технического перевооружения и реконструкции объектов подготовки и сдачи нефти грузоотправителей-владельцев ПСП.






Достаточно жесткую позицию заняло также ПАО «Сургутнефтегаз». По мнению компании, положения действующего регламента уже позволяют осуществлять операционный контроль, а инициативы «Транснефти» характеризуются как направленные на подмену функций контрольных органов.






Особый интерес представляет выдвигаемый «Сургутнефтегазом» аргумент о недопустимости одностороннего прекращения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов. Как уже упоминалось, для загрязнения больших объемов товарной нефти может быть достаточно незначительных количеств загрязняющих веществ, которые способны попасть в систему в течение небольшого периода времени. Поэтому возможность экстренной остановки приема нефти минимально необходимая мера для предотвращения загрязнения нефти в нефтепроводе.






Позиции других компаний, таких как «Газпром нефть», «Русснефть» более гибки и демонстрируют определенную готовность к поиску компромисса.






Между тем, некоторые пункты операционного контроля уже сегодня выполняются владельцами ПСП по внутренним договорам между владельцем ПСП и ГО. Например, обеспечение контроля качества ГО, не имеющих собственных ПСП. Такие данные о качестве нефти ГО необходимо обрабатывать, сохранять и, в случае необходимости, использовать при проведении расследований и поиска причин образования некондиционной нефти.






Справка:






Основными организационными мероприятиями операционного контроля являются:









Классификация объекта подготовки и сдачи нефти (периодичность сдачи, число ГО и т.д.);




Внесение изменений в регламент взаимоотношений сторон в части операционного контроля качества нефти;




Внесение изменений в Инструкцию по эксплуатации систем измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов (СИКН) в части операционного контроля качества нефти;




Обеспечение контроля качества нефти каждого ГО, не имеющего собственных СИКН;




Обеспечение контроля качества нефти в товарных резервуарах, подготовленных к сдаче, особенно при ухудшении качества и при периодической сдаче нефти ГО;




Обеспечение контроля всего объема замеров качества нефти согласно установленным стандартизованным методикам измерений;




Обеспечение контроля соблюдения требований по отбору, смешению, разделке, перемещению и хранению проб;




Технологический и метрологический контроль за соблюдением технологических регламентов при подготовке и сдаче нефти, за техническим обслуживанием оборудования СИКН, по пломбировке СИ и запорной арматуры, влияющей на достоверность измерений показателей качества нефти на ПСП;




Организация беспрепятственного доступа на объекты ПСП представителям принимающей нефть стороны;




Обеспечение внеплановых проверок объекта НК на соответствие технологического регламента подготовки нефти, выполнения требований ТУ на подключение к МН, соблюдения инструкции по эксплуатации СИКН.







Основные технические мероприятия по операционному контролю качества нефти включают:









Оснащение системами контроля управления доступом (СКУД) на объекты ПСП;




Оснащение системами видеофиксации объектов ПСП;




Доработка ПО СИКН для передачи данных по константам СИ СИКН;




Организация передачи данных по качеству нефти в информационные системы организаций системы «Транснефть» (далее – ОСТ);




Оснащение поточными анализаторами качества БИК (блок измерения контроля показателей качества нефти и нефтепродуктов) СИКН (в долгосрочной перспективе по готовности новых анализаторов для измерения концентрации ХОС и других веществ);




Оснащение испытательных лабораторий ПСП резервными анализаторами качества.







В течение 2019 — 2020 ПАО «Транснефть» организовала ряд работ по ужесточению контроля качества нефти, принимаемой в систему магистральных нефтепроводов:









Разработана концепция обеспечения операционного контроля за работой ПСП на приеме нефти в систему магистральных нефтепроводов (ООО “НИИ Транснефть”);




Разработана и реализуется программа организации и проведения операционного контроля качества нефти на ПСП, принадлежащих “Транснефти”;




В испытательных лабораториях внедрена единая лабораторная информационная система (ЕЛИС), позволяющая исключить влияние человеческого фактора на результаты испытаний нефти и нефтепродуктов.







Кроме того, современные технологии позволяют приступить к модернизации системы мониторинга качества нефти на следующих принципах:









Анализ нескольких (наиболее важных) характеристик принимаемой нефти в реальном времени;




Разработка процедур маркировки каждой принимаемой партии нефти с привязкой к поставщику;




Разработка математических моделей оперирования смесями нефтей с различными квалиметрическими характеристиками;




Цифровизация пунктов подготовки, приема и сдачи нефти под форматы IoT (интернет вещей), предполагая в дальнейшем включения в такую сеть и маркеров нефтей;




Разработка программного обеспечения для составления умных контрактов (smart contracts) с поставщиками нефти;




Организация процедур страхования от таких рисков, как прием в систему МН загрязненной нефти.







Три важных фактора, которые необходимо учитывать в ситуации, когда возможны спорные ситуации с потенциально значительной суммой убытка:









максимальная прозрачность и открытость процедур и данных;




совершенствование процедур и правил;




совершенствование технологий измерения.







Изменения должны найти свое место в нормативно-правовой базе. «Транснефть» подготовила и направила в адрес правительства РФ предложения по нормативному закреплению в Постановлении правительства РФ от 29 марта 2011 г. № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» положений, обеспечивающих усиление контроля качества нефти, в том числе по установлению операционного контроля ПАО «Транснефть» ПСП нефти, принадлежащих потребителям услуг.






По результатам рассмотрения обращения ПАО заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак дал поручение Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС и «Транснефти» проработать представленные предложения по закреплению в Постановлении операционного контроля ПСП, принадлежащих потребителям услуг.






Однако доработанный проект постановления в компанию не поступал. Информации о выработке министерствами консолидированной позиции по рассматриваемому вопросу по результатам исполнения поручения также нет.






Решением могло бы стать прямое поручение правительства РФ нефтяным компаниям оказать содействие в установлении операционного контроля на ПСП грузоотправителей и утверждение подготовленной ПАО «Транснефть» актуализированной редакции проекта постановления правительства РФ «О внесении изменений в Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации».






Для покупателей инциденты, подобные тому, что случился в 2019 году, оборачивается неполученным сырьем или рисками повреждения оборудования, для поставщиков — убытками и штрафами, для транспортных трубопроводных компаний — серьезными имиджевыми потерями.






Большую часть, если не все из подобных случаев, можно было бы избежать, если бы все участники цепочек поставок выполняли существующие требования и нормативы. Дополнительные меры контроля до сих пор были либо чрезмерно затратны, либо не очень эффективны. Кроме того, подобные случаи все-таки, к счастью, достаточно редки. Однако развитие технологий позволяет по-новому посмотреть на организацию контроля за качеством нефти, отгружаемой потребителям трубопроводным транспортом.






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.