» » Яценюк и пустота: сезон охоты за информацией открыт

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Май 2024 (124)
Апрель 2024 (167)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)


0

Яценюк и пустота: сезон охоты за информацией открыт

категория: Новости, Политика » Яценюк и пустота: сезон охоты за информацией открытдата: 16-10-2014, 05:15

Яценюк и пустота: сезон охоты за информацией открыт Азарт, с которым на каждом хрюке пиарится «прифронтовой» Кабмин, не может не умилять. Приняли вчера закон о раскрытии реестра собственников недвижимости и обязали бизнес отчитываться о так называемом конечном выгодоприобретателе. Стандартная «замутка» FATF. Причем давняя. Однако о FATF – ни слова. Яценюк распинается, что «оффшоры в Украине закончились, теперь каждый чиновник будет как на ладони». Щас! На ладони (точнее, на прицеле у воров) окажутся простые граждане-владельцы недвижимости. А те, кому надо спрятать концы в воду, будут и дальше пребывать в режиме «инкогнито».


История вопроса

За изменения в некоторые законодательные акты относительно определения конечных выгодополучателей, юридических лиц и публичных деятелей проголосовало 265 народных депутатов. Основное новшество закона в том, что он позволяет раскрывать всю информацию о недвижимой собственности всех физических лиц, в том числе о владении недвижимостью всех украинских высоких должностных лиц и членов их семей.

Теперь каждый украинец, как законопослушный, так и рецидивист, сможет получить доступ к реестру недвижимости и увидеть, на кого зарегистрирован тот или иной дом, квартира, объект. Закон также предусматривает раскрытие информации о реальных собственниках тех или иных субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в Украине и за рубежом.

В чем антикоррупционная фишка? Ну, якобы в том, что теперь можно будет выявлять чиновников – реальных собственников недвижимости и получателей прибыли. Если, конечно, найдутся такие конченные идиоты, которые запишут на себя что-то лишнее. Правда, не понимаю, как им это удастся обойти, ибо существует обязательное декларирование должностными лицами и политиками (депутатами и кандидатами в депутаты) своих доходов и имущества.

Достаточно открыть на сайте Верховной Рады раздел «декларации» и можно почитать, у кого сколько имеется официальных машин, жилплощади и земельных участков. А то, что раньше записывалось на троюродную бабушку или доверенного водителя, и сейчас останется вне «зоны действия радара».

Вообще, стоит отметить, что идея внесения в украинское законодательство изменений, касающихся открытости данных Госреестра прав на недвижимость, витала в воздухе давно. Осенью прошлого года (по иронии 8 октября 2013-го) группа нардепов подавала близкий по духу законопроект №3378, согласно которому любое лицо (юридическое или физическое) сможет при необходимости узнать, кто является правообладателем какой-либо недвижимости.

Но там предлагался достаточно сложный порядок получения выписки о правах и отягощениях на недвижимое имущество. Такая выписка должна была выдаваться по запросу и содержать также информацию об истории всех действий с недвижимостью: запретов отчуждения, сделок купли-продажи, ипотек, наследования, обременений данного объекта.

Целью того законопроекта (кстати, он не был принят) называлось уменьшение количества мошеннических схем и снижение рисков, возникающих у юридических и физических лиц при заключении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Право на любопытство

В принципе, идея раскрывать (по заявке) информацию о собственниках недвижимости и ее «кредитной истории» – вполне здравая. И действительно полезная для покупателей. То, то приняли вчера, радикально отличается от предлагавшегося годом раньше. Здесь, на мой взгляд, нет идеи защитить чьи-либо права. Кроме права толпы на любопытство/

Что, собственно, изменилось? Ну, юрлица обяжут отчитываться о конечном выгодоприобретателе. Предприятия, кроме государственных и коммунальных, будут обязаны устанавливать того, кто реально получает прибыль от сделки, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору.

Для реализации этого слегка бредового замысла в Едином государственном реестре должна появиться информация о конечном выгодоприобретателе юридического лица, а именно ФИО, страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортный документ иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (при наличии); а также информация о структуре собственности учредителей – юридических лиц (кроме политических партий, творческих союзов и их территориальных ячеек, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, государственных органов, органов местного самоуправления и их ассоциаций).

В то же время непредставление руководителем юридического лица или лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), государственному регистратору выше указанной информации или представление заведомо ложной информации наказываться штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста шестидесяти до двухсот сорока часов. Уголовная ответственность за это нарушение установлена ст. 209-2, которой планируется дополнить Уголовный кодекс.

Под конечным выгодоприобретателем авторы закона подразумевают физическое лицо, которое, независимо от формального владения, имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц, которая осуществляется, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной долей, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к выполнению указания или выполнять функции органа управления, или которая имеет возможность оказывать влияние путем прямого или опосредованного (через другое физическое или юридическое лицо) владения одним лицом самостоятельно либо совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долями в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала или прав.

Под знаком FATF

Требование устанавливать физические лица – выгодоприобретателей первым выдвинула международная организация по борьбе с отмыванием денег. Еще 16 февраля 2012 года, после двухлетнего процесса публичного международного обсуждения, FATF объявила новый перечень своих рекомендаций чиновникам.

Главным стало требование идентификации клиента. То есть финансовые учреждения (прежде всего банки) должны знать, кто является конечным распорядителем денег фирмы-клиента. Если же конечный хозяин прячется за классической «матрешкой», то банк имеет право вместо проведения длительного исследования «кто кого учредил» обрубить все концы.

Если финансовое учреждение не может идентифицировать клиента, оно должно… прекратить деловые отношения с ним. Это означает, что в идеале банк должен не только отказать клиенту, чьего бенефициара он не идентифицировал, но и сообщить о подозрительной финансовой операции национальной финансовой разведке (у нас – финмониторинг).

На сегодня требования устанавливать выгодоприобретателя (или как его еще называют – бенефициара) распространяется на банки и на участников тендеров по госзакупкам. Банки решают этот вопрос просто и формально: для открытия счета нужно заполнить анкету с навязчивыми вопросами (родственники в органах власти, машина, квартира, размер дохода). А предприятия с иностранными инвесторами доносят информацию об учредителях до физического лица. Иностранцы просто предоставляют выписку из торгового реестра, в котором указаны бенефициары.

Что касается тендеров, то там все сложнее: фирма-участник должна давать полную информацию по учредителям. До последнего физлица. А если это оффшор, то брать выписку из торгового реестра на Багамах. Хлопотно, но кто хотел приобщиться к казенной деньге, не роптал. Теперь и остальные привыкнут.

Для патриотов в происходящем есть еще один стимул – это типа шаг к евроинтеграции. И вообще мировой цивилизации. На самом деле (открою маленькую тайну) Украину дрючат гораздо серьезнее, чем солидные страны. Потому что в отношении нас больше субъективных подозрений: будто мы тут только тем и занимается, что отмываем преступные деньги. К слову, не так уж это далеко от истины. Но…

Даже у американцев, несмотря на Патриотический акт, далеко не всегда получается идентифицировать своих выгодоприобретателей. До сих пор отсутствует какая-либо стандартизированная и обеспечиваемая правительствами стран ЕС или США база данных по этому вопросу. В США финансовым учреждениям рекомендуют прямо спросить у своего клиента и бенефициара, являются ли они политическими деятелями. У нас этот вопрос (как уже сказано выше) задают банки. Ну, теперь будут требовать и фирмы (и от фирм). И, видимо, под это дело расширят количество анкетных данных в соответствующих реестрах.

Оффшоры? Кто сказал оффшоры?!

Теперь самый главный вопрос: закончились ли в Украине оффшоры или, напротив, только начинаются? Тут мне бы хотелось, мягко говоря, поспорить с премьером. Для «добротности» цитирую заключение специалистов, юридической компании Prove Group.

Крупные компании смогут скрыть информацию о своих владельцах, несмотря на закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей».

Согласно закону, все юридические лица должны будут показать свою структуру собственности и конечного владельца. Однако наличие оффшорных зон и существование у них такого понятия, как «номинальный владелец» позволят скрывать реальных владельцев тех или иных компаний.

«Номинальный держатель – лицо, которое от своего имени управляет корпоративными правами другого лица в интересах последнего. При этом в реестрах владельцев корпоративных прав именно этот номинальный владелец и указан как собственник предприятия. В свою очередь между этим человеком и реальным владельцем заключается трастовый или подобный договор, которым предусмотрен отказ «номинального» от всех прав на предприятие в пользу реального собственника», – отметил управляющий партнер компании Владислав Кочкаров.

При этом существование таких договоров в оффшорах охраняется практически как банковская тайна. «Таким образом, показывая в документах «номинальных владельцев», можно достаточно эффективно и долго скрывать реального владельца. При этом доказать что-либо будет крайне сложно», – подчеркнул эксперт.

Добавлю от себя: а вот открытый доступ к реестру прав на недвижимость – это большой подарок для отдельных категорий граждан, склонных зарабатывать на жизнь преступным путем. Теперь им не надо проводить поквартирный обход в поисках денег и драгоценностей, ориентироваться на интуицию, внешние признаки или применять пытки к хозяевам. Достаточно будет купить базу данных и четко узнать, у кого что есть и где оно лежит.

Отдельно хочу поздравить бухгалтеров и другие ответственные лица негосударственных предприятий, которые теперь обязаны устанавливать своего конечного выгодоприобретателя, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору.

Их ждет увлекательное путешествие в мир персональных данных, добыча полезных документальных ископаемых, перевод и легализация копий документов нерезидентов, поход к регистратору, нотариусу и юристу. В общем, целый план новой, многогранной работы.
Егор Смирнов






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.