» » Россия и США начинают новый этап борьбы за космос

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (145)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Россия и США начинают новый этап борьбы за космос

категория: Статьи » Россия и США начинают новый этап борьбы за космосдата: 21-12-2018, 21:15

Россия и США начинают новый этап борьбы за космос Россия будет создавать ракету, способную доставить космонавтов вплоть до Луны – соответствующее решение принято окончательно. Более того, уже предварительно даже ясны ее концепция и облик. Зачем стране нужна такая ракета, как планируют создавать космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса и какую конкуренцию в этом России составят американцы? России нужна супертяжелая ракета-носитель. Такие слова прозвучали из уст президента Владимира Путина во вновь открывшемся на ВДНХ павильоне «Космос», который он посещал еще в апреле. Тогда сообщалось, что созданием носителя займется РКК «Энергия» в кооперации с другими предприятиями космической отрасли (РКЦ «Прогресс» и ЦЭНКИ), а на разработку эскизного проекта будет выделено 1,6 млрд рублей. Эскиз разработчики должны представить до конца 2019 года. Дискуссий о создании подобного носителя за прошедшие годы разворачивалось немало. Кто-то считал, что Россия не сможет без него обойтись, если собирается осваивать Луну. Иные с пеной у рта доказывали, что лунная программа нам не нужна – следовательно, не стоит тратить немалые средства на супертяжелую ракету. Эти споры легко понять, если вспомнить историю разработки столь уникальных и столь дорогостоящих носителей. История тяжелых ракет Реально создавали сверхтяжелые РН только две великие космические державы – США и канувший в Лету Советский Союз. Американские и советские конструкторские школы вели состязание не на жизнь, а на смерть и с переменным успехом. Пальму первенства держат американцы. Их трехступенчатый «Сатурн-5» по сей день считается самым тяжелым (стартовая масса 2910 т) и грузоподъемным – мог выводить свыше 140 тонн на низкую опорную орбиту. В активе «Сатурна», который НАСА создавало специально под лунную программу, 13 успешных запусков. А разработка «Сатурна-5», начавшаяся в 1961 году, обошлась американским налогоплательщикам в 4,9 млрд долларов. СССР в начале 1970-х попытался противопоставить Штатам свою «царь-ракету», но лунную гонку все-таки проиграл – четыре неудачных запуска Н-1 поставили крест на пилотируемой программе освоения Луны. Конструкторы рассчитывали, что на околоземную орбиту наш суперноситель смог бы доставить до 90 тонн, а на лунную орбиту – более 30 тонн, но убедиться в этом так и не смогли.
Следующий советский проект оказался удачнее. Сверхтяжелый носитель «Энергия» успешно стартовал дважды, причем второй запуск в 1988 году был осуществлен вместе с многоразовым орбитальным кораблем «Буран». Однако после полета «Бурана» в обывательской среде все чаще стали раздаваться вопросы: не зря ли были вложены свыше 14 млрд рублей в эту программу и почему их, скажем, не потратили на более актуальные нужды? Особенно громко об этом заговорили в 1990-х, когда развалился Советский Союз, а экономика новой России трещала по швам. На все эти вопросы можно дать единственный ответ: нет, не зря. Затраченные на создание системы «Энергия – Буран» средства решили важную для страны задачу. Была создана, как теперь ясно, опередившая свое время ракета-носитель сверхтяжелого класса, по сей день не имеющая аналогов в мировом ракетостроении. Однако... «В нашей стране была допущена стратегическая ошибка, когда мы отказались от тяжелых ракет, а именно – от лучшей в мире ракеты «Энергия», – печалился видный ученый, соратник Королева, академик Борис Черток. – Горбачеву предлагали перспективные задачи для «Энергии», которые позволяли нам остаться лидером в космонавтике, но ему было неинтересно. Перестройка закончилась, а руины остались». Просто должно было хватить мудрости внедрить в народное хозяйство и достижения, полученные в процессе создания системы, и новые конструкционные материалы. «Чтобы построить систему «Энергия – Буран», нам пришлось создать примерно 85 уникальных материалов, которые могут работать в экстремальных условиях космоса, – вспоминает Олег Бакланов, в те годы возглавлявший Министерство общего машиностроения СССР. – Они на порядок превосходили существовавшие аналоги. Конечно, это дорогие материалы, но потом они шли в народное хозяйство, становились достоянием цивилизации и давали человечеству колоссальный выигрыш во времени. Но, словно шакал на мертвечину, в ельцинскую Россию прибежал Сорос и принялся за гроши скупать заложенные в системе «Энергия – Буран» ноу-хау». Фактически советская «Энергия» стала последней сверхтяжелой ракетой, запущенной в космос с реальной нагрузкой, поскольку американцы после последнего пуска «Сатурна-5» в 1973 году суперракет не запускали. Новый виток И вот их время возвращается. 6 февраля 2018 года Илон Маск запустил свою ракету-носитель Falcon Heavy с полезной нагрузкой – электромобилем Tesla Roadster с манекеном за рулем. Носитель Маска, как заявляется, способен выводить на околоземную орбиту почти 64 т груза, при этом ориентировочная стоимость запуска – 90–120 млн долларов. Сущие копейки, если сравнивать с другим американским супертяжем – носителем SLS грузоподъемностью от 70 до 130 тонн. Правда, он еще не летает, а только разрабатывается, но НАСА уже определило цену запуска: 500 млн долларов. Первый беспилотный старт состоится в 2020 году, а стоимость программы Space Launch System оценивается в 35 млрд долларов. Теперь и Россия решила вновь включиться в эту гонку. 19 декабря на заседании президиума научно-технического совета (НТС) госкорпорации «Роскосмос» руководители работ и главные конструкторы обсудили концепцию создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК). Было решено, что на первой ступени будут использованы технические решения, принимаемые при создании ракеты среднего класса «Союз-5», а третья водородная ступень будет создаваться в рамках проекта тяжелой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-5В».
«Создать сверхтяжелый носитель необходимо к 2028 году, – сказал в интервью газете «Известия» председатель НТС Роскосмоса Юрий Коптев. – Для этого целый ряд научных и прикладных задач надо сначала описать в технико-экономическом обосновании, а до конца следующего года необходимо сделать эскизный проект, который полностью опишет всю производственную кооперацию и решит ресурсные вопросы». Проект носителя под условным названием «Ангара – Союз» оценивается в 1,5 трлн рублей. В эту сумму, как считает Роскосмос, войдет разработка ракеты и строительство под нее инфраструктуры на космодроме Восточный. Второй этап создания КРК СТК начнется в 2020-м. Последующие восемь лет отводятся на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. Летные испытания ждут супертяж с 2028 года. Тогда и будет видно, кто победил в этой новой космической гонке России и США.

.






Смотрите также: 


Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.