- The Daily Telegraph: Украину не ждёт ничего хорошего
- Уволены командующие оперативными командованиями ВСУ «Юг» и «Запад», — Гончаренко
- В Хмельницком ТЦК до смерти забили призывника
- В Кремле отреагировали на сообщения о подготовке Киевом новых атак на Крымский мост
- Враг обстрелял приграничные районы Курской области (ФОТО)
Как превратить золу в дороги
Как превратить золу в дороги
Объемы золошлаков в России растут со скоростью 22 млн тонн в год. Сегодня их производят более 170 угольных ТЭЦ по всей стране, а площадь полигонов, построенных для хранения их отходов, достигает 28 тыс. га. Частично освободить эти земли для хозяйственного оборота позволят новые методы утилизации золошлаковых материалов, в том числе их использование в дорожном строительстве. Внедрение таких технологий проходит при поддержке Минстроя и Правительства России.
Возможности применения золошлаков в строительстве обсудили на недавней встрече главы Минстроя РФ Ирека Файзуллина с руководством Сибирской генерирующей компании (СГК). В частности, были рассмотрены предложения по мерам стимулирования вторичного использования золошлаков и обеспечению инфраструктуры для их переработки.
Как отмечалось на встрече с министром, только один из видов золошлаков – зола уноса – может заместить до 20% объема цемента при производстве строительных материалов.
Зола уноса – это тонкодисперсный материал и наиболее опасный из вредных выбросов в атмосферу. Он образуется в результате сжигания углей в котлоагрегатах теплоэлектростанций и вместе с дымовыми газами собирается в золоулавливающих устройствах. По инициативе Минстроя России Сибирская генерирующая компания совместно с НИЦ «Строительство» и НИИЖБ им. А.А. Гвоздева изучают возможности использования золы-уноса в современных бетонных смесях. Базовой площадкой для исследования выбрана Рефтинская ГРЭС в Свердловской области – вторая по мощности теплоэлектростанция в России после Сургутской ГРЭС-2 и крупнейшая по объемам генерации тепла на твердом топливе. Соответственно, Рефтинская ГРЭС – и самый мощный в стране производитель золы-уноса с объемом выбросов до 4,5 млн тонн в год.
Первый в России комплексный проект по переработке золы угольных тепловых электростанций был разработан в Росатоме. Его представили в 2020 году АО «Русатом Инфраструктурные решения» и АО «Русатом Гринвэй» – структуры госкорпорации в сферах теплоэнергетики и обращения с отходами I-V классов опасности. А первой в стране площадкой, где была реализована пилотная технология, стал золоотвал Северской ТЭЦ в Томской области.
Одна из новых инициатив, обсуждаемых в Минстрое, предполагает включение стройматериалов на основе золошлаков в ресурсный перечень для крупных инфраструктурных объектов. Для этого потребуется доработка нормативных документов по применению золошлаков в строительстве. Хотя сама по себе идея далеко не нова.
«В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и внедрены ведомственные строительные нормы ВСН 185-75 по использованию зол уноса и золошлаковых смесей, получаемых от сжигания каменных и бурых углей и торфа. С учетом особенностей климата и распространенности ТЭС по всей стране, такой материал был доступен повсеместно и в больших объемах», – рассказал Евгений Гайнулин, главный эксперт проекта Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.
В дорожном строительстве, по словам эксперта, применение зол уноса и золошлаковых смесей широко применялось в конструкциях дорожных одежд. Например, минеральный порошок в щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесях заменялся золой уноса.
«Золошлаковые смеси, укрепленные цементом, известью и доменными шлаками использовали в нижних слоях конструкций дорожных одежд, – уточняет Евгений Гайнулин. – Особенностью данного материала, в отличие от применения классического портландцемента в конструкциях дорожной одежды, является продолжающийся во времени набор прочности конструктивного слоя после достижения заданных параметров».
Иначе говоря, золошлаки потенциально способны сделать дороги не только дешевле, но и долговечнее. Но, очевидно, их время еще не пришло. Или уже ушло?
«По истечении 40 лет методики применения золы-уноса и золошлаковых смесей были обновлены, но широкого применения они так и не получили», – пояснил Евгений Гайнулин.
Подробнее о действующих отраслевых дорожных методиках (ОДМ) и нормативных требованиях к золошлакам рассказал Нияз Зайнутдинов, главный эксперт проекта Отдела комплексной экспертизы Крымского филиала Главгосэкспертизы, «Согласно ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве», сегодня для проектирования и строительства рекомендуются пять видов применения золошлаковой смеси и золошлаков, в том числе для земляного полотна автомобильных дорог; дополнительных слоев оснований дорожных одежд автомобильных дорог; слоев дорожных одежд из золошлаковой смеси, укрепленной минеральными вяжущими; слоев дорожных одежд из обработанных материалов и укрепленных грунтов с применением золошлаков; слоев дорожных одежд из асфальтобетонных и органоминеральных смесей, приготовленных с применением золошлаков», – отметил эксперт.
Что касается сметных нормативов для применения золы-уноса и других отходов сгорания твердого топлива, то и здесь барьеров для их внедрения в строительной практике не существует.
«Технологии, предусмотренные сметными нормами на устройство оснований дорог и дорожных покрытий, как правило, универсальны и не ограничивают применение новых материалов, в том числе, и золошлаковых», – отметил Роман Карпов, заместитель начальника Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы России.
Стоит также отметить, что в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года был подготовлен «Комплексный план утилизации отходов угольных электростанций и котельных». Он утвержден Распоряжением Правительства РФ №1557-р от 15 июня 2022 года. План содержит 12 межотраслевых мероприятий, направленных на создание экономических предпосылок и нормативное стимулирование применения золошлаков ТЭС и котельных в качестве вторичного сырья.
Таким образом, правительство установило целевой показатель по увеличению доли утилизируемых золошлаков: к 2024 году – 15% и к 2035 году – 50% от годового объема образования подобных отходов в России.
«В результате реализации плана в хозяйственном обороте останется до 3 тыс. га земель, то есть исчезнет необходимость их использования для размещения отходов. Вторичное применение золошлакового сырья заместит до 15 млн т природных ресурсов ежегодно и предотвратит выброс до 6 млн т парниковых газов. Кроме того, до 2035 года угольные ТЭС сэкономят до 60 млрд рублей в связи с исключением необходимости расширения емкостей золоотвалов», – так вице-премьер Александр Новак прокомментировал экологическую и экономическую отдачу принимаемых мер.
Смотрите также:
Теги:
Другие новости по теме:
- Газпром нефть расширяет географию применения дорожных технологийВ ХМАО начинается строительство промысловых дорог на нефтегазовых месторождениях с применением методики создания оснований и покрытий из укрепленных грунтов.
- СГК планирует поставку алюмосиликатной микросферы в СШАОна перерабатывается из золошлаковых отходов ТЭЦ.
- В проекте Сахалинской ГРЭС-2 предусмотрена современная система утилизации з ...ГРЭС будет использовать уголь с сахалинских угольных месторождений.
- СГК в Кузбассе вовлекла в хозоборот около 190 тыс т золошлаковых отходовВ 2013г.
- На Берёзовской ГРЭС начались работы по строительству сухого золоотвалаВ филиале ОАО «Э.ОН Россия» «Берёзовская ГРЭС» начались работы по отсыпке четвертой секции золоотвала. Берёзовская ГРЭС первой из российских угольных электростанций вводит европейский метод удаления
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярные теги
Показать все теги