» » Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича

Регистрация
Популярное
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое



Апрель 2024 (145)
Март 2024 (184)
Февраль 2024 (172)
Январь 2024 (161)
Декабрь 2023 (183)
Ноябрь 2023 (180)


0

Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича

категория: Новости, Политика » Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковичадата: 25-09-2016, 12:15

Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича Короткая ссылка Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. По семейной легенде, родители хотели назвать его Ярославом, но священник, крестивший ребёнка, воспротивился и предложил дать «простое имя, чтобы легче было жить». Оставшийся безымянным батюшка не угадал — жизнь композитора оказалась полной и триумфов, и по-настоящему страшных моментов.
Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича

РИА Новости

Дмитрий Шостакович — едва ли не единственный великий композитор ХХ века, национальная принадлежность которого точно и справедливо определяется словом «советский». К Прокофьеву, вернувшемуся в СССР из эмиграции в 1936 году, но так и не сумевшему до конца принять правила игры сталинского времени, или к родившимся и выросшим в Стране Советов, но никогда не заигрывавшим с соцреализмом Шнитке, Губайдулиной и Денисову такая дефиниция, пожалуй, мало подходит.

На первый взгляд, Шостакович прожил счастливую жизнь. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских, секретарь Союза композиторов и депутат Верховного Совета СССР. Казалось бы, внушительный (но не столь уж исключительный) список достижений типичного советского деятеля культуры. Однако загвоздка в том, что все эти звания, ныне мало чего стоящие, принадлежали личности, стоящей в искусстве на голову выше большинства своих современников.

Шостакович определил своей музыкой эпоху 1930-1950-х годов, как её отразили в стихах Мандельштам и Ахматова, в прозе — Булгаков и Солженицын. Время, доставшееся ему, было временем страшным, противоречивым, неласковым к культуре, не вписывавшейся в официальные концепции оптимистического соцреализма. И на фоне его — маленькая фигурка Человека, одного из самых трагичных и мрачных композиторов ХХ века (несмотря на пышущую радостью «Песню о встречном» и финал Пятой симфонии). С ожидания художником последствий критики начинается повествование недавно вышедшего и на русском языке романа Джулиана Барнса «Шум времени», посвящённого жизни Шостаковича. Тоскливого ожидания на лестничной клетке у лифта с тюремным чемоданчиком — чтобы когда «придут», не случилось это на глазах у жены. За Шостаковичем, к счастью, не пришли — в отличие от автора слов «Песни о встречном» Бориса Корнилова, расстрелянного в 1938-м.

Едва не умерший от перитонита в 16 лет, Шостакович до конца жизни не отличался хорошим здоровьем, но работал даже в те периоды, когда сам терял надежду на успех своих произведений. Его Первая симфония стала сенсацией мирового масштаба — сочинением 19-летнего композитора, подрабатывавшего тапёром в кинотеатрах, дирижировали Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Отто Клемперер и Леопольд Стоковский. В 1932 году он сочиняет музыку к фильму «Встречный», а песня о том, что «нас утро встречает прохладой», становится хитом общенационального масштаба. Слава, однако, не спасла от разгромной, по слухам, написанной самим Сталиным статьи в «Правде» об опере «Леди Макбет Мценского уезда» в 1936 году. Статью «Сумбур вместо музыки», как выяснилось десятилетия спустя, писал не сам вождь, а всего лишь фельетонист Давид Заславский, но в те времена подобный текст на страницах главной партийной газеты мог означать конец всего, включая и саму жизнь автора раскритикованного произведения. Шостаковичу повезло, но «Леди Макбет» стала его последней завершённой оперой.

Седьмая, самая известная среди массового слушателя симфония композитора была начата в блокадном Ленинграде и закончена в эвакуации в Куйбышеве. Интересно, что жуткая, механистическая тема вторжения была в первых набросках создана ещё до войны. В Седьмой симфонии композитор достиг вершин трагизма в своём творчестве, несмотря на мажорную тональность, — обстановка давала возможность уйти от назойливых требований «оптимизма» в музыке.

Но в 1948-м году снова начались нападки — обвинения в «формализме» и «пресмыкательстве перед Западом». Вскоре последовали и «оргвыводы». Композитор был изгнан из консерватории, его произведения запрещены к исполнению. Впрочем, уже на следующий год Шостакович вновь вернулся к слушателям. По личному распоряжению Сталина, позвонившему — небывалое дело! — опальному музыканту, запреты были сняты, а Шостакович отправился в составе советской делегации в США.

Далось это дорогой ценой — в Америке Шостакович был вынужден публично раскритиковать своего кумира Стравинского. В том же году он пишет принёсшую ему очередную Сталинскую премию «Песнь о лесах» — идеологически правильную кантату на трескучие стихи Долматовского («По всем степям, вдоль русских рек/ Пройдёт лесная полоса./ Приблизим коммунизма век — Оденем Родину в леса,/ Оденем Родину в леса!»). В стол, правда, он писал совершенно другую музыку — вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», впервые исполненный лишь в 1955 году, и сатирический «Антиформалистический раёк» на собственный текст с прозрачными намёками на его высокопоставленных гонителей («Реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы… Ну а если буржуазные идеи кто-нибудь воспримет надолго, тех будем мы сажать и в лагеря усиленного режима помещать!»). Это сочинение с перерывами писалось до 1968 года, а впервые было исполнено лишь в 1989-м, спустя 14 лет после смерти Шостаковича.

Дальнейшая судьба композитора уже не изобиловала трагическими моментами. После полулегендарной фразы Сталина, якобы отпущенной им в ближайшем окружении («Товарищ Шостакович лучше нас разбирается в музыке»), музыканта оставили в покое. Он вернулся к преподавательской работе, в 1960-м даже стал членом КПСС. Что бы ни утверждали о нём впоследствии, писем в осуждение Солженицына он всё же не подписывал. После смерти любимой жены Нины в 1954 году (Шостакович, впрочем, женился ещё два раза) творчество его снова стало стремиться к мрачному, к теме смерти. Здоровье самого композитора стремительно ухудшалось, он страдал от рака лёгких и, несмотря на усилия лучших врачей страны, умер 9 августа 1975 года.

Владислав Крылов





http://russian.rt.com/article/322717-muzyka-vremeni-ispolnyaetsya-110-let-so-dnya






Смотрите также: 


Теги: на Шостакович его он от

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.